Одновременно возросла наполняемость начальных классов, поэтому крайне важным направлением образовательной политики развивающихся государств в 90-е годы, наряду с ликвидацией безграмотности становилось осуществление "всеобщего обязательного начального образования". Каждой стране предстояло выполнить закон об обязательном обучении (а там где его нет разработать) и начать его последовательную реализацию. Однако органы просвещения многих развивающихся государств, как показывает практика не справляются с выполнением законов о всеобуче. Сеть общеобразовательных школ, особенно в сельской местности, остаётся не развитой - не хватает учителей, учебных материалов и школьных принадлежностей, по прежнему низкое качество обучения.
- "По оценке ЮНИСЕФ, в конце 80-х годов в афроазиатских латиноамериканских государствах 20% детей в возрасте 6 - 11 лет не посещали начальную школу. Ни в одном регионе не достигнут полных охват детей начальным обучением. В 1990 году в начальной школе Азии обучалось 80,8% детей данного возраста, в Африке - 56,1%, Латинской Америке - 87,6%. Только некоторые государства - "новые индустриальные страны", так же Аргентина, Зимбабве, Малайзия, Чили, Эквадор и некоторые друге - смогли успешно осуществить всеобуч" * (*28).
* (*28). - /Statistical Yearbook 1991... P. II-29, 30/.
Средние цифры по регионам скрывают истинное положение в конкретных странах. В конце 80-х годов в одних государствах охват детей начальной школой достиг 90 и более % (Алжир, Индонезия. Конго, Куба, Мексика, Таиланд, Уругвай), в других странах не превышал 30% (Афганистан, Буркина Фасо, Гвинея, Мали, Нигер, Сомали и др).
Отрицательно влияют на эффективность и качество работы начальной школы "отсев учащихся и второгодничество". В начале 80-х годов уровень отсева в африканских странах колебался от 3% до 60%, на второй год обучения оставалось до 3% детей в Гане, Замбии, Зимбабве и более 30% в Анголе, Габоне, Гвинее - Бисау, Конго, Мали; в масштабах всей Африки - в среднем около 13%. В Азии в эти годы отсев в начальной школе составлял от 3 - 10% в Мьяме, Турции, Шри-Ланке до 40 - 70 % в афганистане, Бангладеш, Бутане. Велик % детей не завершающих полного курса обучения в начальной школе, они не овладевают должным объемом знаний и умений, не редко утрачивают уже полученные основы грамоты. Огромные средства, вкладываемые в начальное образование расходуются впустую. Как отмечалось на Всемирной конференции "Образование для всех" в 1980 - 1986 годах:
-"Во многих развивающихся странах в среднем лишь около 40% детей, поступивших в 1-й класс, закончили начальную школу"* (30).
* (*30).- /World Conference on Education for All Meeting Basic Learming Needs: A Vision for the 1990 s. N.Y. 1990. P.124 - 127/.
Нет комментариев