Как работают полярники — метеорологи на далекой полярной станции в Арктике и почему у них не бывает выходных?
С высоты птичьего полета арктическая полярная станция на самом севере Якутии выглядит маленькой черной точкой среди абсолютно белого холодного безмолвия. Но это зимой, которая здесь длится с сентября по июнь. Коротким арктическим летом это зелёная тундра с сотнями и тысячами маленьких озёр, болот и рек вокруг. Насколько хватает взгляда.
В одном из прошлых репортажей, я начал рассказывать как мы во время автомобильной экспедиции вдоль Ледовитого Океана, оказались в гостях у семейной пары полярников - метеорологов на морской гидрометеорологической береговой станция Анабар (МГ-2 Анабар).
Это одна из самых "молодых" полярных станций в Арктике - она была построена чуть более 30 лет назад.
На "полярке", которая расположена на 73 градусе северной широты, ребята уже много лет живут и работают только вдвоем. По штатному расписанию Дима и Света (так зовут наших героев), совмещают должности начальника станции и метеоролога-гидролога с должностями механика-дизелиста, электрика, повара. А иначе и никак.
Если бы штат был полностью укомплектован, то и зарплата была-бы настоящие "крохи".
Метеоплощадка
Каждые сутки у ребят расписаны по часам и напоминают настоящий "день сурка".
Основная работа метеорологов-гидрологов - это снимать показания с приборов на метеоплощадке и с гидропоста на реке и передавать их в единый информационный центр Росгидромета.
Съем и передача показаний происходит каждые три часа вне зависимости от погоды и времени суток.
Чтобы снять с приборов показания, надо выйти на площадку обойти установленные ящики, шкафчики и прочие сооружения:
* Температура почвы и температура воздуха - обычные и знакомые всем термометры, только большие.
* Количество осадков - осадкометр в виде сосуда
* Уровень воды в реке - надо дойти до берега реки, где обустроен гидропост и сделать замер, а зимой надо еще разбить лёд в лунке
Раньше еще на метеоплощадке снимали показания направления и скорости ветра специальным "флюгером", сейчас же эти показания снимают электронным прибором - анеморумбометром и показания в реальном времени всегда перед глазами.
Есть ещё приборы для замера солнечной радиации и облачности, а на некоторых полярных станциях есть даже аэрологи, которые запускают зонды в небо.
Площадка отстоит от здания примерно в сотне метров. В сильную пургу до площадки надо ещё дойти без приключений и вернуться.
Потом записать в журнал наблюдения, сделать необходимые расчёты, привести в единую систему мер и подготовиться к передаче.
Раньше в "доспутниковую" эпоху, для передачи показаний на полярных станциях стояло мощное радиопередающее оборудование. Еще тридцать лет назад не было никакого спутникового интернета и вся коммуникация происходила посредством радиосвязи. На полярных станциях были "связисты" для работы со сложным оборудованием.
Показания передавались "морзянкой" на промежуточную станцию - хаб. На таких станциях собирались показания со всех окрестных метеостанций и дальше уже направлялись в единый центр.
Одну из таких заброшенных радиопередающих станций мы посетили на м. Челюскин - там мы обнаружили остатки мощных антенн и шкафы от оборудования.
Сейчас же всё гораздо проще. У метеорологов стоят компьютеры со специальной программой. В неё заносят показания и через спутниковый канал связи передают показания в Росгидромет.
Как рассказал Дима, еще лет 15 назад с этой станции данные уходили "морзянкой". Остатки этого мощного советского оборудования до сих пор стоят в рабочем кабинете. Здоровенные шкафы с передающим оборудованием, ламповыми преобразователями и огромными тумблерами.
Эта техника была произведена еще во времена СССР, когда у нас были свои заводы по производству такого оборудования и никакой глобализации не было.
Для меня это оборудование как экспонаты славного прошлого и я словно оказался в Московском Политехническом музее.
В последние же годы передача данных ведется через спутниковую систему "Гонец" - это отечественная разработка, построенная на группировке низкоорбитальных спутников.
Правда работает вся эта система очень нестабильно, часто связь отсутствует и ребятам на разных метеостанциях приходится отправлять данные по обычному спутниковому интернету через стандартные каналы.
Увы, но про "Гонец" я положительных отзывов не слышал ни на одной полярной станции. У нас как - обычно, хотели как лучше, но получилось как всегда.
Если пропустить сеанс связи и не передать данные в течение 10-15 минут, то метеосводка уже пойдет в архив.
Свежие данные со всех метеостанций попадают в прогнозную модель и используются дальше для моделирования прогноза погоды по всей стране.
А еще показания, переданные с метеостанции спустя несколько часов можно увидеть на различных метеоресурсах, если выбрать ближайший населенные пункт к метеостанции.
Ребята дежурят на "посту" по 12 часов. Пока один занят в метеонаблюдениях, второй отдыхает или занят другой работой.
Например, Дима раз в сутки должен глушить дизель-генератор для обслуживание и замены масла. Решать вопросы с ломающимся оборудованием и так далее.
Светлана же в остальное время занята хозяйством и хлопотами по быту. Никаких выходных у ребят не бывает, подменить их некем и для них всё это образ жизни.
В свободное от "вахты" время ребята общаются с родными и знакомыми в соцсетях и по видеосвязи, а летом к заботам прибавляется и самый северный огород в мире, который я когда-либо встречал.
Ну и без охоты и рыбалки летом тоже никуда...
Смена или вахта у метеорологов на полярных станциях длится по два года. После этого ребята едут в отпуск на 3-6 месяцев на "материк". И на это время сюда приезжают "сменщики".
Такая вот интересная и непохожая жизнь у людей этой профессии, но без их работы у нас не было столь привычных нам прогнозов погоды.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев