Кто же такой хазарский шад ранней поры?
Более или менее частые упоминания о нём (т.е. человеке, носящего этот титул) относятся к 20-м годам VII века, когда хазары в качестве союзника Византии воевали с персами в Закавказье. Однако «Шат» (именно в таком написании) фигурирует в летописях того периода, как собственное имя племянника «царя севера». Именно он разорил Албанию, а затем Восточную Грузию, где взял Тбилиси, о чём сообщают грузинские летописи. Можно считать, что у Каланкатваци здесь неточность и речь должна идти не об имени собственном, но о титуле «шад». Не случайно, что у него как имена собственные фигурируют и хакан, и ещё один титул – джебу-хакан. Последний – сочетание двух тюркских титулов – джебу и хакан.
На основании того, что нам известно о титулах «шад» и «джебу» у тюркских народов, можно считать, что в описываемое время это были два крупнейших сановника Хазарии. Оба они, скорее всего, в ту пору принадлежали к знатному роду и являлись родственниками хакана. У кочевников даже более поздней поры с подобным явлением мы сталкиваемся довольно часто, достаточно вспомнить должность/титул «калга» в Крымском ханстве. Так или иначе, исходя из сообщения Каланкатваци, шад командовал войском, а это уже ту пору давало ему немалую власть. К сожалению, других данных о шаде в VII-VIII веков у нас не имеется, мы встречаемся с этим лицом лишь в описании Хазарии IX века, когда функции шада стали другими.
Как это произошло, можно установить, анализируя события хазарской истории с 30-х годов VIII века по 30-е годы IX века. В описаниях хазаро-арабской войны первой половины VIII века фигурирует полновластный повелитель хазар – хакан, он же малик, арка, т.е. царь. Но есть основания полагать, что именно поход Мервана ибн Мухаммеда 737 года явился началом постепенных, но серьёзных изменений в структуре верховной власти Хазарии. Известно, что Мерван разгромил хазар, взял их столицу и прогнал остатки хазарских войск далеко на север. Поражение хазар было столь разгромным, что хакан даже согласился принять ислам. Ислам он, однако, не принял, и хазары оставались и во второй половине VIII века ослабевшим, но всё же противником Халифата.
***
Тогда же, впрочем, начались конфликты с Византией. В этих условиях, когда власть хакана оказалась скомпрометированной неудачной внешней политикой (а военные походы и добыча в результате их всегда были очень важны для Хазарии), именно шад в конце VIII – начале IX веков выдвинулся на первый план и оказался инициатором принятия иудаизма в качестве государственной религии. По-видимому, в это же время он принял и новый титул «бак», или «бек», во всяком случае, бек впервые фигурирует в источниках в связи с событиями 30-х годов IX века. Бак (бек) – это, очевидно, иранское «баг» (господин, владыка), заимствованное тюрками у восточных иранцев. (Кстати, с этим словом связано и общеславянское «бог», хотя тут единого мнения нет). В тюркских языках «бек» стал означать «правитель, господин, вождь, князь». Упоминание бека (бака) Хазарии для IX-Х веков является для тюркоязычного мира одним из древнейших.
Как известно, первый раз о беке (пехе) Хазарии пишет Константин Багрянородный. Повествуя о построении Саркела, он отмечает, что с просьбой о сооружении этой крепости к императору Византии Феофиду обратились хакан и пех Хазарии. В то же время у Константина в связи с хазарскими делами VIII-IX веков в остальных случаях фигурирует лишь только «хакан». Хакан же предстаёт как реальный глава государства и в восточных источниках в связи с событиями конца VIII века, и в грузинских – для 70-х годов VIII века. Следовательно, есть основания предположить, что выдвижение шада-бека на первый план относится к более позднему времени. Привлекая материалы о принятии главой русов титула «хакан», можно отнести его приблизительно к первой трети IX века.
М.И. Артамонов именно в это время усмотрел «гражданскую войну» в Хазарии (точнее – о борьбе среди правящего класса Хазарии). Представляется, эту борьбу надо связать с победой иудаизма среди части хазарской знати, во главе которой стоял шад-бек. И древнееврейское «мэлэх» здесь передаёт новый титул хазарского шада – бек. Титул «шад» в IX веке ещё употреблялся, но в Х веке уже вышел из употребления, так как источники его не фиксируют. Уже во второй половине IX века шад-бек не просто равноправный с хаканом правитель, каковым он выглядит для событий 30-х годов этого века, но истинный государь Хазарии. Именно таковым он предстаёт в рассказе ибн Русте – Гардизи. Источники этой группы сообщают, что у хазар два правителя (малика). Один – шад, в руках которого сосредоточена вся власть. Шад командует войском, собирает подати. Другой – высший («ал-азам, бозорг»), называемый хакан, у которого лишь титул.
***
Из этих описаний ясно, что во второй половине IX века вся реальная власть была в руках шада, но хакан официально являлся верховным главой государства. Таким образом, если говорить о двоевластии у хазар, о чём столь много пишут в исторической литературе, то его надо хронологически приурочить к IX веку, когда шад (бек) постепенно оттеснил хакана на второй план. В 921-922 годах в Булгаре на Волге побывал ибн Фадлан, который записал некоторые сведения о Хазарии. Он сообщает, что «у хазар есть малик, которого называют хакан и который показывается (народу, знати?) один раз в четыре месяца. Его называют также «хакан ал-кабир» («большой хакан»). У него есть «халифа» («заменяющий в делах»), именуемый хакан-бех. Этот хакан-бех командует войском, управляет, руководит делами государства, и ему подчиняются цари, находящиеся с ним по соседству».
Ибн Фадлан отмечает: хакан-бех оказывает большому хакану всякого рода формальные почести, граничащие с унижением. Но это не более как церемониальная формальность, так как она заканчивается тем, что хакан-бех садится вместе с царём, т.е. в конечном счёте становится как бы равным ему. Ситуация, описанная ибн Фадланом, отличается от той, о которой писал ибн Русте, или, точнее, его источник: реальная власть у хакан-беха – хакан от неё отстранён и заточён в свою резиденцию, куда к нему имеет доступ лишь его «заместитель». Никакого двоевластия уже нет. Сам титул «заместителя» – «хакан-бех» очень симптоматичен. Его можно перевести как «хакан-государь», т.е. «реальный хакан», тогда как у настоящего хакана осталось лишь превосходство в титуле («большой хакан»), церемония вхождения к нему «заместителя» да почётные похороны, описание которых со ссылкой на ибн Фадлана также имеются и у Йакута.
***
Следующая (хронологически) версия источников о баке (беке) представлена в сочинениях ал-Истахри – ибн Хаукаля. Эти авторы, рассказы которых в основном идентичны, описывая государственный строй Хазарского каганата, преимущественно говорят о малике (царе). Он, согласно ал-Истахри и ибн Хаукалю, на языке хазар именуется бак. Он командует войском, взимает налоги и пошлины, является высшей судебной инстанцией в государстве.
***
О хакане названные географы пишут, что он выше царя, но назначается последним из лиц известной фамилии («ахл байт ма’аруфин»). Сама процедура избрания хакана весьма оригинальна: кандидата сначала душат шёлковым шнуром и, когда он начинает задыхаться, спрашивают, сколько лет тот желает царствовать. После того как он в обморочном состоянии называет цифру, его утверждают хаканом. Если он умирает раньше срока, то это считается нормальным, если достигает указанной им даты и «умирать не собирается», то его убивают. Власть хакана номинальная, но ему воздают божественные почести и в случае опасности выводят к народу как символ (национальной традиции?). Похороны хакана осуществляются в форме государственного траура. И как видим, здесь ситуация уже иная. Хакан окончательно лишён власти и остаётся символом, освящённым традицией.
Это ещё в более рельефной форме вырисовывается из описания ал-Мас’уди, хронологически приблизительно того же времени. Его рассказ частично подтверждает, частично дополняет сведения ал-Истахри – ибн Хаукаля. Хакан лишён власти и живёт во дворце, он происходит из определённого знатного рода и является символом власти. Но у ал-Мас’уди хакан превратился в подобие жертвенного животного. В случае какого-либо бедствия (голода, войны и т.п.) знатные люди и народ приходят к царю и требуют выдать им хакана, которого считают ответственным за эти несчастья. Царь может выдать хакана, казнить его сам, но может и сохранить хакану жизнь. Ал-Мас’уди записал эти сведения где-то в начале 40-х годов во время своего путешествия вдоль побережья Каспийского моря.
***
Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII – первой половине VIII века во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII век). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII века привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека). Именно в IX веке в Хазарском каганате существовало своеобразное двоевластие, которое в Х веке сменилось властью бака (бека), практически полностью лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.
Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций оставалась сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определённой семье – т.е. знатному царскому роду. Из персоналий центрального управления Хазарии нам известны судьи (кади) для людей разных вероисповеданий. Ал-Истахри и ибн Хаукаль применяют к ним термин «хаким» (мн. число – «хоккам»), который означает не просто «судья», а «правитель», очевидно обладавший судебной властью. Однако последнее слово было за царём, который ведал столичными делами через особое лицо – сафира, буквально «посредника».
Продолжение следует...
***
Предыдущую публикацию «Кто такой хакан в Хазарском каганате?»
Материал представлен из книги А.П. Новосельцева «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев