ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
Что такое Яблочный Спас?
Праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12 главных событий церковно-богослужебного года?
Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.
Один из евангелистов, Марк, пишет:
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу. Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит: Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.
Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется.
Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.
С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.
Праздник Преображения — это кроме того еще и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная — есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье, и человек — венец этого творения.
Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми Его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца XVIII — начала XIX веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это — не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.
И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы — от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей.
История Яблочного Спаса
Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье, рядом на календаре и праздник Медового Спаса.
Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день — 19 августа. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.
Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.
Традиции Яблочного Спаса
Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.
В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.
Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.
Александр Блок — Преображение
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
Нет комментариев