Особенный интерес представляет история развития нашей ланцетообразной рыбки, она обнаруживает не мало таких черт которые с большим постоянством повторяются у позвоночных животных. Мы ранее уже говорили, о том пути, которым зрелые половые клетки попадают наружу в воду, здесь тио и происходит оплодотворение. Развитие протекает так быстро, что яйца, отложенные вечером при заходе Солнца на утро уже становятся быстрыми личинками. Яйца очень малы и бедны желтком, при дроблении быстро разделяются рядом борозд на несколько дочерних клеток одинаковой величины, эти клетки расположены так, что образуется нечто вроде шара, т.н. бластулу. Внутри неё находится наполненная жидкостью полость. Стенки этого шара в одном месте толще, это утолщённое место начинает понемногу внедряться внутрь шара и заполняет её целиком. Возникает двуслойное образование, называемое гаструлой , она уже не имет вида шара, а вытянута сплюснута с боков и уплощена на той стороне, которая впоследствии сделается спиной. Здесь происходит следующее: верхний слой клеток называемый эктодермой, погружается внутрь и образует трубку - уже известную нам нервную трубку, она открывается во внутреннюю полость посредством особого отверстия, а в его передней части своей свободно открывается наружу. Т.о., на этой ступени развития нервная трубка оказывается в прямом сообщении с кишечной трубкой. Из стенки этой трубки, из эндодермы (фиг. III) отшнуровывается спинная струна (фиг. VII), по сторонам образуются 2 выпячивания, представляющие собой зачаток будущей полости тела, или целомы, так мы вновь приходим к знакомой уже нам вступительной статье схеме хордального животного, представленого в особенно чистом виде личинкой ланцетника.
Продольный разрез зародыша показывает нам, что зачаток полости тела состоит из многих расположенных один за другим сегментов, что и служит первым признаком метамерии. Каждый из этих сегментов образует из своей стенки мышечные волокна одного миомера, позднее почечный канальчик и закладку половой железы, когда образуется 5 таких кармашков полости тела зародыш освобождается из яйцевой оболочки и начинает свободно плавать в воде. В кишке появляются 2 отверстия : ротовое и заднепроходное; на брюшной стороне возникают жаберные щели сперва в виде одного, позднее 2-х рядов . Сначала они открываются свободно наружу, но вскоре на брюшной стороне поднимаются 2 продольные складки, края которых сливаются и образуют околожаберную полость, только в задней её части остаётся отверстие - атриопор. Животное растёт в долину дальше, число жаберных щелей увеличивается; это происходит от части благодаря врастанию промежуточных перегородок в прежде образовавшиеся щели. На головном конце возникает ротовая ямка и странная булавовидная железа; выступают закладки половых органов, ланцетник приближается к своему взрослому виду - эт бывает в возрасте 3-х месяцев.
В течение всего описанного развития обнаруживается резкая закономерность, асимметрия строения, например жаберные щели появляются сперва на брюшной стороне, потом перемещаются на правый бок, позднее справа от них возникает новый ряд, они снова отступают на середину брюшной стороны, перемещаясь на лево. Несимметричное положение заднепроходного отверстия, печёночного мешка и ротовой ямки сохраняется в течение всей жизни. У близкой к ланцетнику формы - эпигонихтиса - половые железы вообще недоразвиваются на левой стороне, причиной этой асимметрии, возможно , лежат в уплощенной с боков форме тела, вследствие которой для органов просто не хватает места, но г.о., в характере жизни ланцетника. Именно когда он не закапывается в песок, он как камбала, на боку; пример камбалы показывает, к чему должно приводить такое положение.
В ближайшем родстве с ланцетником находятся (по Гольдшмидту) около 20-ти видов, которые разделяются на 2 семейства:
1). Первое образовано жаберноротами (Branchiostma), оно обнимает 2 рода с 19 видами, наиболее известен из них водящийся в Северном море вид ланцетника (Amphioxus или Branchiostma Lanceolatus), достигающий 5-6 см. в длину, он встречается так же по берегам Средиземного моря, у берегов Цейлона и близ западных берегов америки. На этом животном и произведены те многочисленные исследования истории развития, которые позволили крупнейшим сравнительным анатомам XIX и начала ХХ века развить теории происхождения позвоночных животных.
Ланцетник проводит большую часть жизни зарывшись в песок и выставляет из него передний конец тела. Снабжённые ресничками клетки жаберных щелей производят ток воды, направляющий в рот и несущий с собой многочисленных мелких животных и растения. Они задерживаются в жаберном отделе кишечника благодаря обволакивающей их слизью. выделяемой ресничным желобком (эндостидем). Тю.о., ланцетник оказывается очень мирным безобидным животным, довольствующимся скудным питанием, все известные виды живут близ берегов на небольшой глубине, преимущественно в более тёплых морях. Эти виды описаны для Тихого океана, Малайского архипелага, берегов Японии, Вест-Индии, южной африки и Калифорнии.
К ланцетнику близок упомянутый нами вид амфиоксовых (Amphioxides) и отнесены гольдшмидтом в семейство ланцетниковых (Amphioxididae). Они отличаются г.о., отсутствием околожаберной полости, положение рта на левой стороне тела, непарными, лежащими на брюшной стороне тела жаберными щелями и отсутствием печени. Гольдшмидт, которому мы обязаны очень подробным изучением этих форм, в перечисленных признаках видит указание на особенно первобытное строение этих животных и полагает, что они в наибольшей чистоте сохранили сходство с древнейшими предками позвоночных животных. Конечно. справедливость этого мнения должна быть подтверждена дальнейшими более подробными исследованиями.
В образе жизни эти 3 вида отличаются от собственно ланцетников, все добытые представители происходили из вод открытых морей, г.о. из экваториальных мест Атлантического , Тихого и Индийского океанов. Большая часть известна как из последнего океана. Это впрочем, может оказаться случайным явлением, ланцетники держатся преимущественно на глубоких водах. Исследованиями немецкой глубоководной экспедиции было установлено, что больше всего они живут на глубине 1200 - 3 500 метров. Способ питания и образ жизни у них конечно должны быть иными. чем у прибрежных форм, помимо указанных отличий в строении, это следует и из того, чт у них совершенно нет ротовых щупальцев.
Нет комментариев