Рис. 21. Биомные подразделения Чили и соответствующие климадиаграммы
(по И. Шмитхюзену, 1969):
1 — северные области высоких Анд; о — пустыня Атакама; 2 - кустарнички и ксерофильные кустарники с суккулентами; 3 — склерофилльная (жестколистная) вечнозеленая растительность средиземноморского типа; 5 — летнезеленые широколиственные леса; 6 — вечнозеленые дождевые леса умеренных широт; 7 — пустоши и субантарктические подушечники холодных влажных районов; 8 — субантарктический летнезеленый лес; 9 — патагонская полупустыня; 10 — южные Анды.
"СООБЩЕСТВА ФОТОАВТОТРОФОВ".
Наиболее общая черта растительных сообществ в областях типичного средиземноморского климата зимних дождей - вечнозеленость, склерофиллия древесно-кустарниковых пород, обилие травянистых эфиромасличных форм с сильным пряным запахом, сильное влияние экспозиции склонов на характер группировок в пересеченных и горных местностях. Последнее приводит к естественной комплексности и мозаичности растительности. Эта черта, а также отсутствие катастрофических флуктуации климата в прошлом (оледенения) приводит к повышенному видовому разнообразию зеленых растений и других организмов.
Высота жестколистных лесов в среднем достигает 15-20 м, лишь высота эвкалиптовых лесов кэрри соответствующего типа может составлять 40-50 м. Нередки также разреженные древостой с кустарниками, а также чисто кустарниковые жестколистные формации (маквис, чапарраль, малли-скраб). Часто представлен единственный древесный ярус, бывают двухъярусные леса. Кроме преобладающей жизненной формы жестколистных деревьев и кустарников, которая конвергентно образовалась у видов разных семейств и на разных материках, представлены и другие, как правило, более характерные для отдельных регионов. Например, весьма уклоняющаяся от преобладающего типа форма эвкалиптов и казуарин в Австралии, жизненная форма пальм. Только в отдельных районах Нового Света заметны также стеблевые суккуленты в кустарниковом ярусе, в Австралии - травяные деревья (ксанторреи), по берегу Средиземного моря - сосны. Листья склерофилльных пород живут по нескольку лет, они кожистые, темно-зеленые, средней величины, овальной или более вытянутой формы, чаще всего цельно-крайние. Часто листья покрыты восковым налетом или опушены снизу. Древесные лианы редки. В кустарниковом ярусе заметно также участие форм с вересковидными листьями и колючками. Под пологом густого леса напочвенный травяной ярус разрежен, но в редколесьях, на опушках и прогалинах хорошо развит. Хорошо представлены луковичные и другие геофиты, разнотравье из губоцветных и других семейств с сильным пряным запахом. Эфиромасличность характерна и для многих древесных представителей.
Полного покоя в лесах не бывает, хотя в середине зимы из-за низких температур, а в середине лета из-за засухи рост прекращается. Большая часть растений цветет ранней весной, но есть виды, цветущие как зимой, так и летом.
Жестколистные средиземноморские леса и близкие к ним до экологии пальмовые, хвойные и эвкалиптовые редколесья в областях зимних дождей сохранились мало. Большая часть площади занята вторичными формациями, распространенными на вырубках и склонах со смытой почвой. Эти формации состоят из кустарников, различных ксерофитных полукустарничков и трав. Они в значительной степени представлены выходцами из наиболее сухих субсредиземноморских районов и часто носят особые названия (например, фригана, гаррига, томильяр и т.п.).
Наиболее влажные районы занимают субтропические и умеренно теплые дождевые леса, которые очень сходны до составу с горными тропическими дождевыми лесами. Для них характерно появление хвойных деревьев, обилие эпифитных мхов и папоротников, почти полное отсутствие каулифлории. Видовое разнообразие древесного яруса по сравнению с тропической гилеей сильно уменьшается, нередко в верхнем ярусе доминируют всего несколько пород.
Промежуточны между субтропическими гемигилеями и настоящими жестколистными формациями лавровые леса. Они развиты главным образом в горах субтропических широт с частыми туманами, но с выраженной «средиземноморской» ритмикой осадков. Лавровые леса имеют небольшую высоту, обычен двухъярусный древостой с небольшим числом доминирующих пород. Всегда много папоротников в подлеске и в качестве эпифитов, также обильны эпифитные мхи, печеночники и лишайники. Характер листвы весьма близок к типичным склерофилльным сообществам, хотя и не имеет столь подчеркнутого ксерофильного облика. Лавровые леса представлены также в тропических горах, расположенных в зоне переменно-влажных дождезеленых лесов и саванн.
В районах, примыкающих к Средиземному морю, естественная растительность подвергалась мощному воздействию человека начиная с античных времен. В коренных жестколистных сообществах преобладает в верхнем ярусе дуб каменный (Quercus ilex). Это дерево высотой до 25 м, с гладкой корой и вечнозелеными листьями. Сверху листья гладкие, снизу густо опушены. Густое опущение есть также на почках и молодых побегах, Форма листьев очень изменчива, но всегда отлична от обычного в нашем понимании «дубового листа»: эллиптическая, овальная, широколанцетная; длина листа достигает 3-8 см. В западной половине области обычен также пробковый дуб (Q. suber) высотой до 20 м. Листья его похожи на листья каменного дуба, но часто имеют небольшие зубцы по краю. Характерна толстая пробковая кора на стволе и ветвях. Большинство сохранившихся сейчас насаждений каменного дуба порослевого происхождения, они обычно редко достигают в высоту 15м и перемежаются зарослями кустарникового дуба (Q. cocciferum). Такие сообщества называют «маквис». Местность, поросшую разреженными куртинами кустарникового дуба высотой 3-5 м, а также низкорослыми вечнозелеными кустарниками - можжевельниками, розмарином (Rosmarinus), ладанником (Cistus), карликовой пальмой (Chamaerops humilis), называют «гаррига». Гаррига может занимать каменистые, сильно эродированные склоны.
В составе склерофилльных группировок встречаются также земляничное дерево (Arbutus unedo), древовидный вереск (Erica arborea), лавр благородный (Laurus nobilis), маслина европейская и дикая (Olea europaea, О. oleaster), фисташка вечнозеленая (Pistacea lentiscus), рожковое дерево (Ceratonia siliqua) и ряд других. Лианы представлены обычно плющом, видами клематисов, жимолостей (есть и кустарниковые). В травяном покрове характерны иглица, спаржа, Carex distachya.
Группировки из кустарничков и полукустарников с обилием эфиромасличных губоцветных - розмарина, лаванды, фломисов, шалфеев, тимьянов (Thymus) - часто называют «томильяр» (от испанского слова «томильо» - тимьян). Томильяры пышно цветут в течение всего лета, весной же обращают на себя внимание эфемероидные геофиты из лилейных. В Греции сходное сообщество называют «фригана», но здесь основная роль принадлежит более ксерофитным низкорослым колючим подушкам и плотным кустам, разделенным эродированной почвой. Особенно широко распространен колючий полукустарник Poterium spinosum, а также ксерофитные редколесья из можжевельника Juniperus oxycedrus. В сухих фриганах нередки листовые суккуленты - очитки, молочаи, розулярии, молодило.
Фриганоидная растительность широко распространена в сухих горах Восточного Средиземноморья и прослеживается еще далее к востоку до Ирана и Средней Азии в виде группировок нагорных ксерофитов (часто в форме колючих подушек) и арчовников - редколесий из древовидных можжевельников.
В горах Западного Средиземноморья сохранились более влаголюбивые сообщества, а на Канарских островах (Тенерифе) в поясе туманов представлен даже лавролистный лес с обилием эпифитов, обогащенный тропическими элементами и очень похожий на леса, существовавшие в Европе в третичное время. В лесах Тенерифе растет канарский лавр, а также представители того же семейства лавровых - Ocotea, Apollonias, Persea, виды семейства чайных - падубы (Ilex), виснея (Visnea), древовидный вереск (Erica arborea).
Повсеместно в области Средиземноморья обитают различные хвойные. Кроме уже упоминавшихся можжевельников, это сосны (приморская, алеппская, итальянская пиния и др.), ливанский, кипрский и атласский кедры (Cedrus). Еще один вид кедра растет в Западных Гималаях. Там же распространены вечнозеленые жестколистные сообщества из особых видов дуба, маслины, склерофилльных кустарников.
К северу и востоку зона жестколистных формаций переходит постепенно в субсредиземноморские районы. Здесь зимы становятся холоднее, появляются листопадные породы. Изолированный клочок почти средиземноморской растительности сохранился на Южном берегу Крыма. Здесь еще растут некоторые склерофилльные виды (земляничное дерево, ладанник и др.), характерные хвойные (сосна Станкевича, близкая к алеппской, можжевельники). Сходная растительность появляется также между Новороссийском и Туапсе. Восточное, в Колхиде, климат становится более влажным, приближаясь к характерному для листопадных лесов умеренно теплой зоны (часто колхидские леса считают субтропическими, что вряд ли правильно). Субсредиземноморские колючие заросли из листопадных пород, состоящие из держидерева (Paliurus aculeatus), ежевик (Rubus), некоторых миндалей (Amygdalus) и многих других пород, имеют много аналогий с маквисом и носят название «шибляк». Первоначально этот термин означал главным образом вторичные формации на Балканах. Однако сейчас в это понятие включают и многие первичные сообщества области Древнего Средиземноморья (полоса от Западных Гималаев и Средней Азии до Средиземноморья включительно преимущественно охватывает предгорные и среднегорные районы). В частности, шибляком называют разреженные семиаридные группировки среднегорий юга Таджикистана и других частей Средней Азии, Ирана, Афганистана, состоящие из фисташки, миндаля бухарского, сумаха и ряда других древесно-кустарниковых листопадных пород (Pistacea vera, Amygdalus bucharica, Rhus coriaria, Ziziphus jujuba, Cerasus verrucosa, Atraphaxis pyrifolia, Cotoneaster nummularioides, Vitex pseudonegundo). В травянистом ярусе бросается в глаза монокарпическое высокотравье -прангос (Prangos pabularia), ферула (Ferula), инула (Inula grandis), между которыми развит злаковый покров из эфемероидов (луковичный ячмень, луковичный мятлик) и эфемеров. Вегетация трав продолжается часто почти всю зиму до поздней весны, а древесных растений - весной и в начале лета. В середине лета и осенью наблюдается период покоя из-за сухости, зимой короткое время бывают морозы. Шибляк описанного типа в более влажных участках переходит в чернолесье - неморальные группировки, а в более сухих - в аридные эфемерово-эфемероидные сообщества или в сообщества фриганоидного типа с нагорными ксерофитами, включая колючие подушки астрагалов, акантолимонов, эспарцетов и т. п. Описанный здесь шибляк представляет собой естественное сообщество, хотя местами в результате деятельности человека оно может расширить свои границы за счет соседних группировок. Это наиболее континентальный вариант древесных формаций субсредиземноморского типа, имеющий множество родственных связей и с более богатыми средиземноморскими ценозами. В то же время ряд черт структуры древостоев и ритмики развития (сдвиг сезона дождей в сторону теплого времени), характер злакового покрова и даже отдельные черты родства приближают фисташковые редколесья и близкие им сообщества к саванновым редколесьям тропических широт.
Ближайшая к Северной Африке и Евразии область с жестколистными формациями средиземноморского типа вновь появляется на крайнем юге Африки, в окрестностях Кейптауна. Общая площадь этих формаций мала, но они отличаются очень высоким флористическим богатством. Недаром выделяют особое Капское царство (или область) в границах столь малой площади. Отдельные участки могут быть крайне насыщены таксонами, например в резервате Джонкерсхук под Стелленбосом на площади 2000 га отмечено 2000 видов высших растений. Очень много капских видов эндемичны, состав таксонов показывает родственные связи с южными материками, однако многие черты флоры указывают и на проникновение предков некоторых капских видов с севера, из Средиземноморья. Ряд таксонов близок к канарским растениям. Богатство крайнего юга Африки видами также поддерживается сохранившимися в горах участками лавролистных лесов и, напротив, наиболее ксерофитными участками с обилием геофитов и суккулентов.
В низкорослых склерофилльных формациях, которые подобны маквису и имеют местное название «финбос», возвышаются до 15 м серебряные деревья (Leucadendron argenteum) и до высоты 5-8 м кусты Protea grandiflora, P. arborea, P. mellifera, Leucospermum conocarpum. Все эти виды относятся к южному семейству протейных. Среди кустарников, однако, многочисленны вересковые (многие виды Erica), виды сумахов, акаций, других бобовых, капский аспарагус и многие другие. Характерны геофиты - представители амариллисовых, кисличных. На каменистых участках обычны суккулентные толстянки, очитки, рохеи, фаукарии, молочаи. Большая часть склерофилльных формаций сейчас изменена человеком и представляет собой различные стадии сукцессии. Возникновение их связано с пожарами, от которых сильно страдают развитые леса. В более влажных местах (ущелья, влажные склоны) в лесах лавролистного типа, кроме протейных и других южных семейств, встречаются падубы (Ilex), оливы (Olea), Ocotea, а также хвойные — подокарпы, или ногоплодники (Podocarpus), и виддрингтонии (Widdringtonia cupressoides). Сухие и щебнистые участки внешне похожи на гарригу и фригану, хотя составлены преимущественно особыми родами и семействами.
Южноафриканская область жестколистной растительности целиком располагается в пределах субтропиков. Почти идентичной ей по климатическим условиям является юго-западная часть Австралии и отдельные участки Южной Австралии (около Аделаиды, например). Как и среди калекой растительности, в Австралии заметны представители южных семейств протейных и рестионовых (Proteaceae, Restionaceae), однако доминируют различные виды эвкалиптов. Среди протейных представлены эндемичные роды, из которых наиболее обычны виды Hakea, Grevillea и Banksia. Ландшафтными являются и некоторые акации, травяные деревья из лилейных (ксанторрея - Xanthorrhoea), казуарины.
На крайнем юго-западе, где велико количество осадков, преобладают леса из эвкалипта-кэрри. (Eucalyptus diversicolor) высотой до 85 м (чаще 60 м). Под светлым пологом развиты кустарники, заросли папоротника-орляка. Там, где количество осадков становится меньше 1250, но больше 625 мм, преобладает другой вид эвкалипта - джарра (Eu. marginata). Он обычно достигает в высоту всего 15—20 м и образует редколесья с обилием протейных (банксия), травяных деревьев. Древесный полог формируют также другие менее многочисленные виды эвкалиптов и казуарин (Casuarina preisii). В еще более сухих местах господствуют кустарниковые виды эвкалиптов (более 10 видов) с примесью акаций, казуарин, протейных. Это формация «малли-скраб». Очень богаты видами песчаные пустоши с кустарником типа «малли» (рис. 22). На площадке 100 м2 насчитывали 60-90 видов кустарников и кустарничков, причем преобладали протейные. В Южной Австралии сообществу «джарра» соответствуют формации с господством Eu. obliqua, Eu. baxteri. Также многочисленны ксанторреи, протейные. Эти леса постепенно переходят в кустарниковые формации «малли-скраб».
Нет комментариев