Сталин на встрече с Роменом Роланом, его женой и другом.
Тема преступления и наказания в контексте детей возникла в беседе Сталина с французским писателем Роменом Ролланом. Тот озвучил точку зрения западных критиков СССР, упорно не замечая пресловутого "бревна в своем глазу" (в другой раз и об этом в сравнении,).
Сталин ответил:
-«Теперь позвольте мне ответить на Ваши замечания по поводу закона о наказаниях для детей с 12-летнего возраста. Этот декрет имеет чисто педагогическое значение. Мы хотели устрашить им не столько хулиганствующих детей, сколько организаторов хулиганства среди детей. Надо иметь в виду, что в наших школах обнаружены отдельные группы в 10—15 чел. хулиганствующих мальчиков и девочек, которые ставят своей целью убивать или развращать наиболее хороших учеников и учениц, ударников и ударниц. Были случаи, когда такие хулиганские группы заманивали девочек к взрослым, там их спаивали и затем делали из них проституток. Были случаи, когда мальчиков, которые хорошо учатся в школе и являются ударниками, такая группа хулиганов топила в колодце, наносила им раны и всячески терроризировала их. При этом было обнаружено, что такие хулиганские детские шайки организуются и направляются бандитскими элементами из взрослых. Понятно, что Советское правительство не могло пройти мимо таких безобразий. Декрет издан для того, чтобы устрашить и дезорганизовать взрослых бандитов и уберечь наших детей от хулиганов».
Доходчиво, аргументировано и даже не очень коротко - Сталин осознавал, что будут использовать тему для диксредитации СССР, потому был дан исчерпывающий ответ.
Ответственность
Кто-то должен отвечать за то, что детки набедокурили. На этот счет у УК РСФСР сказано: «Привлечение несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет может иметь место лишь в делах о нарушениях, предусмотренных постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 года; все остальные случаи нарушений со стороны детей в возрасте от 12 до 16 лет в уголовном порядке не наказуются и за них ответственность несут родители, опекуны, а также подстрекатели и организаторы преступлений несовершеннолетних согласно законам от 7 апреля и 31 мая 1935 года».
Влияние
То есть, если преступнику нет 16, то статью за б.ндитизм (один из разделов 58-й) ему вменить уже не могли, мал еще, "помучаемся" и дальше, глядишь и вырастим из б.ндита честного труженика - так думали в СССР при Сталине и верили в то, что это возможно.
Сейчас примерно та же установка, только время другое, далеко не сталинское. В СССР воспитанием подрастающего поколения занималось все общество, считая это своим долгом и работой на перспективу. Сейчас сознание детей формируется в соответствии с задачами общества потребления. Фиговые листочки в виде ограничительного по возрасту значка в углу экрана, на билетах и т.д. не могут ограничить свободный доступ к чудовищному контенту в интернете. И не только там. Не знал, смеяться или рыдать, когда ребенок спросил после неоднократного просмотра рекламы - "Что такое дюрекс и почему им (кто в рекламе)всем так хорошо. Купи!" Пришлось выкручиваться, ответил - сам себе купишь, когда вырастешь, а у меня денег нет. Уверен, что ребенок восполнил информационный проблем на улице или в школе, там с этим сейчас намного лучше, чем с Пушкиным и Тургеневым - у всех гаджеты, оторвался от "майнкрафта", посмотрел, что это за дюрекс, на который у папы и мамы денег нет. Боюсь представить полет фантазии и дальнейшие рассуждения. И это только одна несчастная реклама. Попытки огранить детей от нежелательного контента неэффективны и потому провалены. Проблема влияния и формирования искаженного представления о мире у детей и подростков по прежнему не решена.
Как перевоспитывать
Сейчас - никак, на учет поставят в КДН и внутришкольный, к психологу надо будет походить. Главное, не травмировать малолетнего, ему и так плохо, (что попался).
В сталинское время по данному вопросу работала система. В той же газете "Правда" от 9 апреля 1936 года вышла статья «Покончить с детской преступностью и её пособниками!». В ней черным по белому было сказано, что все комсомольские, пионерские и школьные организации должны занять самую активную позицию по отношению к тем, кто хоть и мал по возрасту, да "удал" для всякой мерзости. Необходимо такое на них оказать всем вместе воздействие, чтобы они поняли, что сюсюкаться с ними никто не будет.
В этой же статье дали понять и подстрекателям, что они без внимания не останутся: “лиц, уличённых в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п.” устанавливалось тюремное наказание до 5 лет.
Родителей непутевых подростков никто и не думал оставлять один на один со своей бедой. А как сейчас.?
Наши антисталинисты чаще всего просто врут, притягивая за уши отдельные факты и на их основе делая обобщающие умозаключения. Иностранные историки к этому подходят более прагматично и, чтобы не выглядеть совсем уже глупо, приводят и достоверные данные, которые нередко опровергают все, что ими было сказано до и после.
Вот что пишет, например, весьма далёкий от любви к Сталину канадский учёный Питер Соломон:
«В ходе работы с обширными архивными документами (как самого автора, так и его коллег) не удалось обнаружить примеров приведения в исполнение смертных приговоров (имеется ввиду несовершеннолетним -авт).
Только в июне 1936 г. руководство органов юстиции информировало Сталина и Молотова об одном инциденте, когда восемь подростков в возрасте от 15 до 18 лет систематически н.силовали школьниц под угрозой применения оружия. Судебные власти запрашивали руководство партии и правительства о разрешении судить этих преступников по статье “бандитизм” (статья 59–3 УК) и применить см.ртную к.знь по отношению к шестнадцатилетнему главарю банды. (Следует обратить внимание на то, что “бандитизм” не являлся преступлением, упомянутым в указе. - подготовились, не стали ляпать, как наши доморощенные антисталинисты -авт.) Нет документальных свидетельств об ответе Сталина и Молотова на это письмо. Цитированные выше официальные документы того времени позволяют сделать вывод о том, что вожди ответили отказом» (Канадский историк Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. М., 1998. С.196).
Суд за клевету
Комментарии 1