ХОЛОСТЫЕ РИФМЫ
Так что же такое «ХОЛОСТЫЕ РИФМЫ»? Да, это отсутствие рифмы. Но не просто отсутствие рифмы от того, что автор не подобрал рифму, а умышленное, заранее запланированное отсутствие рифмы в какой-то строке (так было автором задумано). И для холостых рифм, как и для много другого существуют свои строгие правила: в каждом четверостишье (катрене)… или… в общем, в каждой строфе в определённом месте, в определённой строке должна отсутствовать рифма. Если это правило соблюдается – перед нами поэт, хорошо знакомый с правилами рифмовки; а если в одном куплете холостая рифма есть, а в другом нет --- это сразу говорит о слабой профессиональной подготовке автора.
Примеров много можно привести и желающие могут спокойно их найти в интернете Поэтому давайте вспомним сказ Леонида Филатова «Про Федота – стрельца, удалого молодца». Кстати, это произведение используется и в интернете для примера холостых рифм. Но мне не надо залазить в мировую паутину, - у меня на полке стоит книга Филатова «Сукины дети», которая вышла в свет в 1992 году в Москве тиражом 150 000 экземпляров. В ней много и стихов, и пародий, и сценариев к спектаклям, и песен… Но нас интересует, с точки зрения построения размера и применения рифм (холостых, точных, мужских) именно сказ про Федота.
Все действующие лица – и Федот, и Маруся, и царь, и царевна, и нянька, и генерал, и баба Яга, а также остальные персонажи разговаривают четырёхстопным ХОРЕЕМ.
ЦАРЬ
К нам на утренний рассол
Прибыл англицкий посол,
А у нас в дому закуски --
Полгорбушки да мосол.
Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь --
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.
Не смогёшь – кого винить? --
Я должён тебя казнить.
Государственное дело,
Ты удавливаешь нить?...
ФЕДОТ
Нешто я да не пойму
При моём-то при уму?...
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Сображаю, что к чему.
Получается на мне
Вся политика в стране:
Не добуду куропатку --
Непременно быть войне.
Чтобы англицкий посол
С голодухи не был зол --
Головы не пожалею,
Обеспечу разносол.
! - ! - ! - !
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
Если рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, то и количество ударных и безударных слогов в этих строках одинаковое. Исключение – третья строка. И такой размер (четырёхстопный хорей) автор сохраняет на протяжении всего произведения. ТАЛАНТ!!!
Думаю, что для понимания, где и как расположена холостая рифмовка, этих строк вполне достаточно. Как видим, в каждом четверостишье в третьей строке рифмы нет. Заметьте – в каждом четверостишье и именно в третьей строке. Вот это классический пример холостой рифмы. Но это не говорит, что автор не смог подобрать рифмы, а наоборот показывает незаурядность таланта Леонида Филатова.
У Филатова это в третьей строке, у вас может быть в любой другой, может в двух строках, но… строго в определённом месте.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4