⠀
В повседневной речи нам свойственно иногда преуменьшать значение того или иного предмета или события. Например, о небольшом расстоянии мы говорим: «Это находится в двух шагах, рукой подать». О нетрудном задании – «Сделаю за пару минут, раз плюнуть». Такие выражения также применяются в художественной литературе и именуются литотой.
⠀
Термин происходит от греческого прилагательного «Litotes», которое в переводе означает «малый, неприкрашенный, простой».
⠀
Литотой называют речевой оборот, основанный на преуменьшении свойств, значения и других характеристик вещи, явления и т.д., либо имеющий значение намеренного смягчения высказывания. Литературоведы относят такие конструкции к тропам, поскольку слова в них всегда употребляются в переносном смысле.
⠀
С этим литературным приёмом большинство читателей знакомятся ещё в детстве. Вспомним такие названия, как «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», персонажа поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», именующегося «мужичком-с ноготок».
⠀
Часто авторы прибегают к литоте не с целью приукрасить образ и вызвать у читателя симпатию, а как раз наоборот. В некоторых случаях этот троп служит уничижению и обличению чего-либо. Примером такого применения литоты являются строки Р. Рождественского:
🔹
Добрые,
Других не укоряющие,
Милые,
Стеснительные вечно,
Удобные,
Со стыда сгорающие,
Люди-людишки.
Человечки.
(«Стыдливые»).
⠀
С помощью литоты поэт обнажает недостатки людей, показывает их мелочность и суетность смехотворной и несерьёзной.
⠀
Стилистическая фигура, при которой происходит намеренное смягчение высказывания путём замены слова или выражения, содержащего утверждение, конструкцией с отрицанием этого утверждения, также именуется литотой (иногда в литературе встречается термин антенатиоз).
⠀
В русской поэзии также можно встретить примеры использования подобных тропов:
🔹
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
И не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги…
(«Из Пиндемонти» А.С. Пушкин)
⠀
Таким образом, мы видим, что литота – распространённый приём придания речи выразительности, формирования определённого отношения читателя к изображаемым предметам, событиям, героям и т.д.
🔹
Мы оба мечик и листовочка,
Мы мальчик с пальчик и дюймовочка
Перед безликою толпой,
С которою вступаем в бой.
Нас только двое, златобровочка,
Зато мы личности с тобой.
(Айдын Ханмагомедов)
🔹
Ты бродила на опушке леса, -
Девушка без крови и без веса, -
В синей с белым воротом матроске,
С персиковым шарфом вкруг прически.
(И. Северянин)
🔹
Тени вечера волоса тоньше
За деревьями тянутся вдоль.
(Б. Пастернак)
🔹
«Кто знает русскую деревню, знает о словах, образованных на час и живущих веком мотылька»
(В. Хлебников, Курган Святогора)
⠀
Благодаря литоте мы сопереживаем героине стихотворения «Сара в версальском монастыре» М. И. Цветаевой:
🔹
Льнёт к окну, лучи рукою ловит,
Как былинка нежная слаба,
И не знает крошка, что готовит
Ей судьба.
⠀
Вспомним такие названия, как «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «мужичком-с ноготок».
Этим свойством литоты пользуется К.С. Аксаков в произведении «Мой Марихен так уж мал…»
🔹
Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И – в крахмал!
⠀
Источник: #ОпусыПоэзия_Тропы
Все теоретические темы группы можно найти по тэгу
#НесказАнноеТеорияСтихосложения
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Ручки тонкие, как спички.
Талия - осиная
Не сломать бы по привычке
Пополам любимую.