С примерами.
Мы решили прервать на время серию тем о тропах и поговорить о видах рифм.
Это связано с тем, что, как мы обратили внимание, очень часто идут ошибки, про которые многие просто не знают и не считают их ошибками, но это на самом деле всё же ошибки, портящие наши стихи.
Для кого-то это уже знакомо, кто-то об этом получит информацию впервые.
В общем, рифма — рифме — рознь.
Вот на растерзание старый стишок. Написан задолго до этой группы, когда ничего не знал толком.
***
Отчего в глазах твоих печаль?
В них так много холода и снега.
Я живого в них не вижу смеха,
Лишь тоски унылую печать.
Отчего в глазах твоих печаль?
Милая, ну от чего не улыбнёшься.
Посмотри, как светит Солнышко в окне.
Ты красивее окажешься вдвойне
В миг, когда счастливо рассмеёшься.
Милая! Ну от чего не улыбнёшься?!
***
Кто-нибудь видит ошибки?!
Вроде бы и ничего стишок, но что-то есть в нём такое, что не даёт его принять, как не то, что хороший, но даже посредственным можно назвать с натяжкой.
Я не зря про разные рифмы упомянул.
Тут в строфах рифма именно РАЗНАЯ!
В одной строфе один порядок рифм ( одна схема), в другой совсем не такой порядок, как в первой.
Объясняю.
Рифмы делятся на мужские, женские и дактилические.
В стихотворении можно использовать разные, но в рифмующихся строчках они должны быть одинаковыми!!!
Во всех строфах очерёдность рифм тоже должна быть одинаковая!!!
Так что из себя эти рифмы представляют?!
Мужская рифма - это рифма на иктовом последнем слоге (первом от конца)
Женская- икт на предпоследнем (втором от конца)
Дактилическая - икт на предпредпослелнем ( третьем от конца).
Гипердактилическая - на мой взгляд она будет попадаться редко, но всё же надо знать и её - это, когда ударение падает аж на четвёртый от конца слова слог.
Из наших, самодеятельных стихов я пример не нашёл и потому из Цветаевой для примера:
Когда обидой — опилась
Душа разгнЕванная,
Когда семижды зареклась Сражаться с дЕмонами —
Не с теми, ливнями огней
В бездну нисхлЁстнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими кОсностями.
Что мы видим в моём начальном стихе?
1 строфа
м-ж-ж-м-м
2 строфа
ж-м-м-ж-ж
Чтобы стих был лучше, надо во всех строфах придерживаться одной схемы рифм.
Если начали писать м-ж-ж-м-м, то и следующие строфы должны идти м-ж-ж-м-м, а не ж-м-м-ж-ж, как в примере. Несоблюдение схемы испортило весь стишок!
Примеры рифм.
Погребут под собою руины любвИ (м)
Всё, что было на сердце моЁм, (м)
Пропадут все надежды мои и мечтЫ, (м)
Что мы будем с тобою вдвоЁм. (м)
(Ольга Гусева)
В строфе все рифмы мужские.
Не шумите берЁзы, (ж)
Не тревожьте мне дУшу.(ж)
Эти майские грОзы (ж)
Мой покой не нарУшат. (ж)
(М. Тимофеева)
В строфе все рифмы женские.
На лавочке, на лАвочке, (д)
На старенькой скамЕечке, (д)
На лавочке мы вЕчером (д)
С тобой лузгали сЕмечки (д)
(М. Тимофеева)
Тут рифма везде дактилическая.
И вот он май - с цветущими садАми (ж)
Встречающий рассветной тишинОй, (м)
Лучами, что играют облакАми - (ж)
Предвестниками теплоты земнОй. (м)
(Е. Шулепов)
А тут у нас уже чередование женской и мужской рифм.
В строфе можно чередовать рифмы, это даже хорошо ( мы это видели на примере стиха Евгения), но вот порядок рифм во всех строфах должен быть один. Первая строфа задала схему рифмы и так во всём стихе это и должно оставаться неизменным.
Вопросы в комментариях, попробуем вместе разобраться, если кому-то что-то не ясно.
Все теоретические темы группы можно найти по тэгу
#НесказАнноеТеорияСтихосложения
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Привет, друзья!
Апрель уж на исходе.
У нас же - снег
(Бывает так в природе)
Пока лежит.
И реки - подо льдом.
Но время есть.
И мы спокойно ждем.
В лесу - сугробы,
И медведи спят,
Но вот уж гуси
Первые летят.
Вчера их переклик
Тревожный услыхала.
От звуков их
Сердечко замирало.
Раз гуси здесь,
Знать, скоро - ледоход!
Еще неделька, две
И наша Вымь пойдет.
А там и Сысола,
Ухтарка и Печора
Очистятся от льда,
Но это так нескоро!
Намешано и по размерам и видам рифм.