21 мая 1921 года в городе Москва родился Андрей Дмитриевич Сахаров. Человек невероятной судьбы, который, по сути, прожил сразу три жизни: жизнь величайшего ученого, жизнь правозащитника и диссидента, а также жизнь реформатора и символа перемен. Чтобы рассказать полноценную биографию А.Д. можно написать ни один десяток лонгридов. Этот — лишь про пять историй и пять цитат, которые напомнят нам о великом человеке.
О личности
Андрей Сахаров как будто был рожден ученым. Кажется, у него буквально не было иного пути, кроме как заниматься наукой. Скромный и интеллигентный, он точно не походил на того, кто поведет за собой людей на баррикады, залезет на танк и произнесет пламенную речь. Сахаров — скорее про несгибаемость и внутренний стержень, а не про огонь и харизму.
Несмотря на глубокий рационализм и антирелигиозную политику СССР, Сахаров не отрицал и наличие духовной жизни:
«Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются, главным образом, обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.»
Андрей Сахаров
Уже в возрасте 32 лет Сахаров избран действительным членом Академии наук, став вторым по молодости на момент избрания академиком в истории АН СССР. В этом же году получает степень доктора физико-математических наук. Несмотря на это — продолжает вести крайне скромный образ жизни, избегая различных дивидендов и льгот для высшего научного общества.
И после всемирного признания Сахаров призывал не отождествлять его деятельность с героизмом:
«Не из ложной скромности, а из желания быть точным замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы.»
Андрей Сахаров
О науке. Водородная бомба и бесконечная энергия
Безусловно имя Андрея Дмитриевича навсегда связанно с созданием водородной бомбы — одного из самых разрушительных и опасных видов оружия на планете. Очень скоро и сам ученый изменил отношение к своим работам:
«Я не мог не сознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но только что окончилась война — тоже нечеловеческое дело. Я не был солдатом в той войне — но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической. (Курчатов иногда говорил: мы солдаты — и это была не только фраза.) Со временем мы узнали или сами додумались до таких понятий, как стратегическое равновесие, взаимное термоядерное устрашение и т.п.… Тогда мы ощущали все это скорей на эмоциональном уровне.… Это действительно была психология войны.… С конца 50-х годов все более отчетливым образом вырисовывалось коллективное могущество военно-промышленного комплекса… Мое положение давало мне возможность знать и видеть многое, заставляло чувствовать свою ответственность, и в то же время я мог смотреть на всю эту извращенную систему со стороны. Все это толкало меня… на общие размышления о проблемах мира и человечества, в особенности о проблемах термоядерной войны и ее последствий. Сегодня термоядерное оружие ни разу не применялось против людей на войне. Моя самая страстная мечта, глубже чего-либо еще, — чтобы это никогда не произошло, чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось»
Андрей Сахаров
Уже после работы над оружием Андрей Дмитриевич переключился на изучение мирной энергии. В подготовленном Сахаровым отчете «Теория магнитного термоядерного реактора» (МТР), 1951 году впервые предложена идея магнитной изоляции нагретой до миллионов градусов дейтериево-тритиевой плазмы. Простыми словами — получение неограниченной и безопасной энергии. Перспективы настолько заманчивые, что «Токамаки» разрабатываются уже 60 лет, и усилия в их разработке только наращиваются, однако до получения положительного сальдо энергии еще далеко. Возможно, в скором времени, с развитием науки и техники человечеству удастся реализовать задумку Сахарова.
О вступлении на тропу диссидента
С конца 1950-х годов Сахаров активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Важно отметить, что масштабы и методы ядерных испытаний в СССР были безграничны и зачастую — абсолютно неоправданны. Так, 14 сентября 1954 года под руководством маршала Жукова 1на Тоцком полигоне в Оренбургской области прошли учения под кодовым названием «Снежок». Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Проще говоря — советских солдат бросили в очаг применения ядерного оружия исключительно с точки зрения изучения воздействия ядерного оружия на атакующие силы. Общее количество военнослужащих, участвовавших в учении, достигало 45 000 человек. По данным комиссии, проводившей во времена Перестройки расследование обоснованности учений, пострадавшими от радиации оказались и как минимум 10 тысяч мирных жителей, которых не оповестили о проведении взрыва. Учения также повлекли о резкое повышение случаев злокачественных опухолей и заболеваний крови среди участников испытаний, хромосомных мутаций, пороков развития и детской смертности среди местного населения. Именно подобные методы заставили Сахарова резко изменить свои позиции и выступать против проведения учений с оружием массового поражения.
В начале 1960-ых годов советское руководство приняло решение начать масштабную компанию по очернению Андрея Сахарова. Из-за авторитета и известности как в СССР, так и во всем мире, советское руководство видело угрозу в нелояльности Сахарова. В течение нескольких лет главные информационные агентства СССР публиковали «разоблачающие материалы» про академика, которые в основном являлись ложью о сотрудничестве с иностранными спецслужбами и "предательстве идей коммунизма".
В 1966 году Сахаров подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу против реабилитации Сталина.
В 1968-69 годах Сахаров начинает активно печатать самиздат. Статьи публикуются и в зарубежной прессе, в том числе во всемирно известной New York Times. Статьи были посвящены обличению «сталинского террора», вторжения СССР в Чехословакию, политических репрессии в отношении инакомыслящих, критике лояльной к советскому режиму научной интеллигенции.
В 1974 году Сахаров собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР — массовой акции гражданского неповиновения в тюрьмах и колониях Мордовии и других. 30 октября до сих пор является Днем памяти жертв политических репрессий. Именно этот день основал Сахаров и коллеги.
В 1975 году написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира — За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства. В советских газетах были опубликованы коллективные письма деятелей науки и культуры с осуждением политической деятельности Сахарова и с критикой присуждения Нобелевской премии для советского академика.
Об аресте, лишении статуса, ссылке и голодовках
«Красной чертой» в деятельности Сахарова стал декабрь 1979 года и январь 1980 года. Именно тогда ученый выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были напечатаны на передовицах западных газет. Советское руководство, провалив изначальный план по быстрой и простой смене власти в Афганистане, получила шквал критики со стороны международного сообщества, санкции и растущую напряженность внутри СССР. 8 января 1980 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР был лишён званий трижды Героя Социалистического Труда и всех государственных наград и премий.
"В 1933 г. Гитлер исключил Эйнштейна из Прусской академии наук…»
Академик Пётр Леонидович Капица
возражая против лишения Сахарова звания академика
22 января 1980 года по дороге на работу Сахаров был задержан, а затем вместе с женой Еленой Боннэр без суда сослан в город Горький — в то время закрытый для посещения иностранными гражданами. В первую очередь эта мера должна была лишить Андрея Дмитриевича публичности.
В 1981 году А.Д., вместе с Еленой Боннэр, выдержал первую, семнадцатидневную голодовку — за право выезда к мужу за рубеж Лизы Алексеевой (невестки Сахаровых).
В мае 1984 года провёл вторую голодовку (26 дней) в знак протеста против уголовного преследования собственной супруги.
В апреле — октябре 1985 года — третью (178 дней), за право жены выехать за рубеж для операции на сердце. В третьей голодовки Сахарова неоднократно насильно госпитализировали и подвергали насильному кормлению. Уже тогда подобная мера считалась пыткой.
«7 мая, когда я провожал жену на очередной допрос, в здании прокуратуры меня схватили переодетые в медицинские халаты сотрудники КГБ и с применением физической силы доставили в Горьковскую областную клиническую больницу им. Семашко. Там меня насильно держали и мучили четыре месяца. Попытки бежать из больницы неизменно пресекались сотрудниками КГБ, круглосуточно дежурившими на всех возможных путях побега. С 11 по 27 мая я подвергался мучительному и унизительному принудительному кормлению. Лицемерно все это называлось спасением моей жизни; фактически же врачи действовали по приказу КГБ, создавая возможность не выполнить мое требование разрешить поездку жены!
Способы принудительного кормления менялись, отыскивался самый трудный для меня, чтобы заставить меня отступить. 11–15 мая применялось внутривенное вливание питательной смеси. Меня валили на кровать и привязывали руки и ноги. В момент введения в вену иглы санитары прижимали мои плечи. 11 мая до введения питательной смеси мне ввели в вену какое-то вещество малым шприцем. Я потерял сознание (с непроизвольным мочеиспусканием). Когда я пришел в себя, санитары уже отошли от кровати к стене. Их фигуры показались мне страшно искаженными, изломанными (как на экране телевизора при сильных помехах). Как я узнал потом, эта зрительная иллюзия характерна для спазма мозговых сосудов или инсульта. 25–27 мая применялся наиболее мучительный и унизительный, варварский способ. Меня опять валили на спину на кровать, без подушки, привязывали руки и ноги. На нос надевали тугой зажим, так что дышать я мог только через рот. Когда же я открывал рот, чтобы вдохнуть воздух, в рот вливалась ложка питательной смеси или бульона с протертым рисом. Иногда рот открывался принудительно, рычагом, вставленным между деснами. Чтобы я не мог выплюнуть питательную смесь, рот мне зажимали, пока я ее не проглочу. Все же мне часто удавалось выплюнуть смесь, но это только затягивало пытку."
Андрей Сахаров
в письме к президенту АН СССР А. П. Александрову от 15 октября 1984 года
В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого дома, где находилось советское посольство в Вашингтоне, была переименована в площадь Сахарова. В различных мировых столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «сахаровские слушания».
Уже после освобождения Сахарова из ссылки сразу несколько врачей подтверждали, что принудительное кормление академика привело к инсульту, который был намеренно скрыт врачами.
В 1995 году доктору Обухову, причастному к принудительному кормлению и его методам, несмотря на протесты нижегородской общественности и сотрудников Музея-квартиры Сахарова в Нижнем Новгороде, было присвоено звание почетного гражданина города.
Об освобождении, протесте и символе перемен
Сахарову неоднократно предлагали освобождение из ссылки в обмен на лояльность, а генсек Андропов публично обещал освободить академика в обмен на его личное прошение об освобождении. Сахаров отказался.
"Напрасно Андропов надеется, что я буду его о чём-то просить. Никаких покаяний"
Андрей Сахаров
После начала перестройки, после почти семилетнего заключения в Горьком, академик был возвращен в Москву. 16 декабря ему позвонил Михаил Горбачёв, который разрешил Сахарову и его супруге Боннэр вернуться в Москву.
В ноябре — декабре 1988 года состоялась первая поездка Сахарова за рубеж. Состоялись его встречи с президентами США Рейганом и Дж. Бушем, Франции — Миттераном, премьер-министром Великобритании М. Тэтчер.
Вернувшись в СССР Сахаров собрал сразу несколько массовых митингов в поддержку создания общества «Мемориал». 25 июня 1988 года было объявлено о создании данного правозащитного общества.
В 1989 году Сахаров планировал выдвинуться на должность Народного депутата СССР. Советское руководство, в том числе в научных средах, предприняло несколько попыток заблокировать выдвижение Сахарова. Из-за этого в Москве прошло сразу несколько массовых митингов со вполне политическими требованиями, что стало одним из первых подобных случаев в истории СССР.
Сахаров стал народным депутатом и принял участие в Первом съезде народных депутатов СССР. Несмотря на это — уличные протесты не заканчивались. Самые массовые собрания в Москве прошли в Лужниках 21 мая 1989 года в день рождения Сахарова. Сам академик присутствовал на митинге и впервые публично озвучил инициативу об изменении Конституции СССР, в частности отмены 6 статьи — «о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни общества». Митинг в Лужниках стал первой массовой акцией протеста в СССР с требованием демократических реформ, в нем приняли участие невиданны до этого 200 тысяч человек.
Выступления депутата Сахарова регулярно сталкивались с протестами в зале съезда. Слова академика пытались перебить гулом, стуком, хлопками и свистом. Так, 2 июня Андрей Сахаров с трибуны съезда огласил краткую версию «декрета о власти», полностью изменяющий конституционное устройство СССР, сокращающий роль КГБ, дающий полномочия субъектам и превращающий Советский союз в парламентскую федерацию. Данное выступление Сахарова несколько раз прерывалось из-за истечения регламента — на выступление давалось лишь 5 минут. Однако, академик продолжал озвучивать предлагаемую революционную реформу страны. В ноябре 1989 года Сахаров представил «проект новой конституции», в основе которой лежали защита прав личности и права всех народов на государственность. Полную версию можно прочитать тут, а вот лишь несколько пунктов:
- Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.
- Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства являются обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности.
- Конституция Союза гарантирует гражданские права человека – свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и необоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные с убеждениями, если в них нет насилия, призывов к насилию, иного ущемления прав других людей или государственной измены..
- Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.
О смерти и жизни после смерти
14 декабря 1989 года, в 15:00 Андрей Сахарова закончил последнее выступление в Кремле на собрании II Съезда народных депутатов СССР. Вечером того же дня — скончался от внезапной остановки сердца. Лично знавшие Сахарова Анатолий Собчак и Сергей Григорьянц утверждали, что Сахарова убили, однако и после развала Советского союза расследование не смогло найти доказательств этой теории.
Похороны Сахарова собрали несколько тысяч человек.
Нет комментариев