Сие промысел, кой появился в XVIII веке и прославил Шемогодскую волость Великоустюгского уезда. Сей вид резьбы рекут тако ж «берестяным кружевом» – настоль он изящен.
В шемогодской резьбе наиболее известным является растительный мотив – длинный витой стебель, украшенный листами, ягодками да кветами. Симметричная композиция часто дополняется геометрическим узором (овалы, кружки, ромбики – тако рекомые «пряники»), изображениями птах да зверей. Даровитые мастера иногда вырезают тако ж сюжетные композиции: прогулки, чаепития, сценки из басен. Характерной особенностью шемогодской резьбы является рамка из растительного али геометрического узора, окаймляющая основное «полотно».
Прорезной берестой украшают туески, шкатулки, вазочки, тарелки, табакерки и многое другое.
Труд сей шибко кропотлив: сначала тупым шилом наносится основной контур рисунка, затем острым прорезаются детали и удаляется фон. Тиснение производится тако ж тупым шилом. Затем берестяная пластина крепится к изделию (чаще из мягкой древесины), иногда для выразительности фон подкрашивали али подклеивали под берестяную пластину фольгу.
Каки и большинство языческих промыслов, шемогодская прорезная береста переживала трудные времена в середине XX века, когда её признали неприбыльной и остановили производство. Однако со временем дела наладились и знаменитая резьба продолжает радовать ценителей языческого творчества.
Наиболее известными шемогодскими мастерами по праву считались Степан Бочкарёв и Иван Вепрев (XIX век).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев