12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море произошла катастрофа на атомном подводном ракетном крейсере К-141 «Курск», унёсшая жизни 118 человек.
«Курск» относился к сравнительно молодому проекту подводных лодок проекта 949А («Антей»), который начал разрабатываться в начале 1970-х, а строительство первых лодок началось в начале 1980-х. Сама К-141 была заложена в Северодвинске в 1990 году и уже четыре года спустя была спущена на воду. Почетное имя она получила в честь подвига советского народа на Курской дуге.
Как и другие лодки проекта «Антей», «Курск» была вооружена противокорабельными ракетами П-700 «Гранит» и различными торпедами. До катастрофы лодка успела поучаствовать в автономном походе в Атлантическом океане и Средиземном море, выполнив перед этим ракетные стрельбы на «отлично».
Гибель «Курска» произошла в ходе плановых учений Северного флота. 10 августа лодка вышла в море под командованием капитана 1-го ранга Геннадия Лячина, имея боекомплект из 24 ПКР «Гранит» и 24 торпед. Рано утром 12 августа лодка произвела условную атаку эскадры состоящей из атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и с 11:40 до 13:40 по плану предполагалось осуществить учебную торпедную атаку.
В 11:28 гидроакустик крейсера «Петр Великий» зафиксировал взрыв, однако первоначально этому не придали большого значения; не было и ожидаемой учебной торпедной атаки. Поскольку в дальнейшем «Курск» не вышел на связь в установленное время (17:30), было принято решение начать поиски лодки с помощью кораблей и вертолетов. Когда в 23:00 капитан лодки повторно не вышел на связь через полчаса лодка была объявлена «аварийной». В 04:51 её обнаружили под водой на глубине 110 метров.
Почти сразу после обнаружения лодки начали предприниматься попытки её спасения, однако все они оказались безуспешными. Позднее делались заявления, что провести спасательную операцию было невозможно по причине сильного подводного течения и крена затонувшей лодки. Не было полноценных сведений о судьбе экипажа.
Первоначально заявлялось, что весь экипаж погиб в течении 2 минут после взрыва, однако дальнейшие поиски показали, что часть моряков долго ожидала спасения в 9-м отсеке. Несмотря на то, что на «Курске» имелись индивидуальные средства спасения для подводников, воспользоваться ими мешала слишком большая глубина. Моряки же в 9 отсеке погибли в течение последующих 7-8 часов после взрыва. Была обнаружена и записка капитан-лейтенанта Колесникова, в которой значились имена 23 матросов, которые находились с ним в отсеке.
Подъём «Курска» стал первой операцией по подъёму затонувшей на большой глубине. Состояние боезапаса на ней оставалось под вопросом, а потому было важно поднимать её без крена и дифферента — крайне . 21 августа норвежские водолазы смогли вскрыть аварийно-спасательный люк, после чего российские и норвежские специалисты совместно участвовали в подъеме тел и секретной документации с затонувшей лодки. 22 августа российские власти официально признали гибель всего экипажа. А в середине сентября началась проработка подъема затонувшей подлодки.
Составление плана и его реализация осуществлялась усилиями иностранных компаний из 20 государств (в том числе из США, Нидерландов и ФРГ), а саму операцию курировало центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». С помощью своеобразной пилы корпус был разделен на несколько частей, а затем поднят с особой осторожностью. Вместе с разработкой плана весь процесс занял почти год. Акт о завершении операции подъема был подписан 22 октября 2001 года. А тела всех членов экипажа (из 118 нашли 115) захоронены на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Траур
«Смирно!» Души на смотру.
Над страною — чёрный прапор.
Боже правый, моя ru!..
Траур.
Странный трафик накатил.
Вдовам не помогут травы.
Всюду чёрный негатив —
траур.
Фестивальные кентавры,
жрите чёрную икру!
По матросу Игорьку —
траур.
Кто ответственные лица?
Люди чести, флотских аур?
Ни один не застрелился.
Траур.
С утра слышу до утра:
«Утраутрау…» Рядом травят.
по живым ещё вчера —
по себе мы носим траур.
НТВ и Си-би-эс
задрожат, как сети траулера.
Траур носим по себе.
По надежде носим траур.
Вечный траур по Геннадию:
жизнью, из последних сил,
может, нас с тобою ради,
он реактор заглушил.
Моряками среди мора
остаются моряки.
И на Баренцево море
лягут тяжкие венки.
Женщина в косынке бьётся,
видя, как плывёт венок.
Был старлеем или боцманом?
«Кто, сынок, тебя вернёт?»
На мгновенье над страною
оглянётся, не грешна,
называема душою,
траурная тишина.
А. Вознесенский