16 мая 1950 года И. В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР о постройке комплекса морских ядерных энергетических установок В-10 на площадке ФЭИ (Физико-энергетический институт им. А. И. Лейпунского) в посёлке Обнинском (ныне город Обнинск). Так началось создание первой в мире атомной электростанции — Обнинской АЭС.
Первой проблемой, с которой столкнулись создатели, была разработка «навески» для реактора с водяным охлаждением. «Навеской» незамысловато зашифровали ТВЭЛы — тепловыделяющие элементы. ТВЭЛ представляет из себя стержень с заключённым внутри ядерным топливом. В разработке «навески» участвовали Лаборатория измерительных приборов АН СССР (ныне НИИ «Курчатовский институт»), НИИ-9 (ныне институт неорганических материалов имени А. А. Бочвара) и Лаборатория «В» (ныне Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского).
В одной модели кольца из урана были залиты свинцом. В другой — кольца из урановой крошки связаны магнием. В третьей модели кольца из урана помещены в рубашку из нержавеющей стали, заполненную гелием.
К концу 1952-го наиболее работоспособным из трёх вариантов оказался ТВЭЛ Лаборатории «В» разработки В. А. Малых.
«Навеска» с измельченным уран-молибденовым сплавом и магнием успешно прошла теплотехнические испытания, однако нужно было провести испытания в реакторе.
Строительство электростанции задерживалось. По плану уже в I квартале 1952 года должны быть изготовлены стойкие тепловыделяющие элементы. Задерживалось проектирование, строительные работы и поставка оборудования. Но это неудивительно, ведь подобное строилось впервые.
Осенью 1953-го была подготовлена ознакомительная справка о сооружении первой АЭС для нового главы государства — Маленкова.
В записке значение строительства опытный электростанции объясняется так:
«…Открываются большие перспективы в области использования атомной энергии для народного хозяйства, для электростанций и транспортных установок.
Атомные транспортные силовые установки, в определённых условиях, будут иметь большие преимущества перед установками, работающими на угольном или нефтяном топливе. На транспорте с атомными силовыми установками не потребуется больших ёмкостей для запасов топлива и будет обеспечена возможность хода транспорта без необходимости остановок для пополнения запасов топлива.
Так, например, мощный ледокол с атомной силовой установкой будет иметь возможность непрерывно плавать длительное время, в течении нескольких лет.
В начале 1950-х ведётся проектирование атомных установок для подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Ввод в действие опытной атомной электростанции будет иметь большое значение для работ по созданию атомных двигателей подводной лодки».
И действительно, вместо варианта реактора с жидкометаллическим теплоносителем для К-3 был выбран водо-водяной.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4