Летчик-испытатель Г. Бахчиванджи, взлетев метеором с земли, открыл дорогу не только реактивной авиации, но и приблизил выход человека в космос.
ИЗ МЕМУАРОВ КОНСТРУКТОРА ПЕРВОГО РЕАКТИВНОГО САМОЛЕТА АЛЕКСАНДРА БЕРЕЗНЯКА:
Шёл я как-то по двору одного научно-исследовательского института. Слышу: гром. Остановился: что за наваждение? Небо чистое, как стеклышко, а гром…
Сообразил: земной гром. Не от авиационного мотора – но звуку что-то другое. Разобрало любопытство: пошёл на звук. Безмерно удивился, когда увидел, что этот гром извергает маленький двигатель, похожий на горшок с отверстием… И ещё выбрасывает длинный факел огня. Около него колдовали три-четыре человека. Спросил: «Что за диковинка? Старший ответил: «Реактивный двигатель».
Вот тогда я и подумал: что, если его поставить на самолет? Но на какой? Конечно, на легкий. Большой он не потянет. Да и самолёт-то должен быть совершенно иной, не похожий на привычные конструкции. Тоже реактивный.
Словно на крыльях, прилетел я к себе в КБ, ворвался в кабинет главного конструктора Виктора Болховитинова. Он сразу ухватил мысль, прервал меня на половине доклада: «А не могут они сделать двигатель в два раза сильнее?» Об этом я не думал «Завтра поеду к ним, поговорю», – решил Виктор Федорович. Светлая, восприимчивая голова у нашего главного. Он сразу «схватил» новое. Съездил, договорился о двигателистами.
Вначале трудился один, тайком. Кто знает, что еще выйдет… Уж очень странной, ни на что не похожей проглядывала машина. Я поведал о своем замысле своему другу Алексею Исаеву. Приготовившихся к самому худшему. Но произошло чудо: Исаев схватил мою руку и пожал с какой-то необычной страстью. Показали свои чертежи Болховитинову. Виктор Федорович… одобрил их, и работа пошла уже не кустарно, а всем конструкторским бюро. Каждый вносил что-то свое, полезное, проект быстро принял законченную форму. Встал вопрос: где найдет применение новый самолет? Он вырисовался как истребитель-перехватчик. Главные его преимущества – большая скорость и скороподъёмность. С фронта вызвали летчика-испытателя Григория Бахчиванджи. Воевал он неистово, в полную силу, как и всё делал в жизни. За первый месяц войны сбил три вражеских самолёта. Приехал в КБ, увидел новый самолёт, воскликнул: "Вот бы мне такой на фронте!" Выбор оказался на редкость удачным, с именем Бахчиванджи связана вся дальнейшая эпопея первого реактивного самолёта.
Конструкторское бюро эвакуировалось на Урал. Там и продолжали испытания самолёта, двигателя.
И вот 15 мая 1942 года. Наша группа конструкторов, стоявшая вместе, забыла обо всём на свете. Мы смотрели не дыша, как самолет БИ-1 вонзился в небо, растаял и нём. Через 65 секунд после взлета, израсходовав весь запас топлива, двигатель выключился. И вдруг видим – планирует к земле. Не гремит уже двигатель, тихо-тихо кругом. А самолет всё ближе к нам...
Я услышал топот. Сотни людей бежали по аэродрому. Откуда столько и людей нашлось?! До этого никого не видели. Все куда-то прятались, откуда-то следили, какая-то невидимая сила подхватила и нас. Мы помчались к бетонке. А самолёт уже стоял на поле аэродрома.
Но что такое? Бахчиванджи бегает вокруг него, бьёт себя по груди, ругается. Мы услышали: «Машину поломал, растяпа!» Машина накренилась: у нее подломано шасси. За шасси я больше всего беспокоился; делал их один маленький, полукустарный заводик. Они получились далёкими от совершенства. Лётчик тут ни при чём, однако он всё принял на свой счет и ругал себя. Подъехал на машине Болховитинов. Бахчиванджи шагнул к нему. доложил: «Вернулся из аварийного полёта» Болховитинов прервал: «Чудак! Ты вернулся из героического полёта!» И заключил смущенного лётчика в объятья. Потом его понесли на руках.
ИЗ ОТЧЕТА ЛЁТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ Г.Я. БАХЧИВАНДЖИ:
Полёт на реактивном самолёте очень приятный, потому что перед летчиком нет винта мотора, шума и выхлопных газов, которые попадают в кабину. Звук от работы двигателя уменьшается с повышением скорости самолета. Работал двигатель на взлете и в воздухе нормально. Энергичное выключение его не отразилось на полёте, то есть самолет не испытывал отклонения в какую-либо сторону. Лётчик испытывает торможение как на обычном самолете.
Планирование и скольжение выполняет устойчиво, как и обычный самолёт. По лёгкости управления самолёт стоит выше современных истребителей.
ЧТО ЖЕ БЫЛО ДАЛЬШЕ?
Испытания продолжались. Бахчиванджи проверял машину по всем параметрам, предстоял седьмой полет. 27 марта 1943 г. Григорий Яковлевич получил задание: развить максимальную скорость нового самолета. Когда БИ-1 достиг заданной высоты и скорости 800 км в час, случилось непредвиденное: самолет сорвался в пике и врезался в землю. Погибшему летчику было 34 года.
Несколько лет причина катастрофы оставалась тайной. Потом ученые назвали причину гибели летчика и самолета — звуковой барьер, к преодолению которого человек еще не был готов.
Подвиг Григория Бахчиванджи увековечен в названии площади у здания аэропорта "Кольцово". На той же территории установлены бюст отважного летчика и стелла с макетом самолета-ракеты. На его родине в Краснодарском крае также воздвигнут памятник. Мемориальный музей организовали в школе N 60. В нем собран большой материал о жизненном пути и подвигах капитана Г. Я. Бахчиванджи.
28 апреля 1973 г. первому ракетоиспытателю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин сказал: "...Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1