Ту-16 — двухмоторный многоцелевой самолёт-моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Дальний тяжёлый бомбардировщик-ракетоносец, по классификации НАТО — Badger («Барсук»). Разработан в КБ Туполева под руководством главного конструктора этого бюро Д. С. Маркова.
В Советском Союзе серийно выпускался тремя авиазаводами: в Куйбышеве, Казани и Воронеже с 1953 по 1963 годы. Всего с момента запуска в производство в СССР было выпущено свыше полутора тысяч подобных машин.
На основе Ту-16 были созданы многочисленные модификации: ракетоносец, самолёт-заправщик, самолёт радиоэлектронной борьбы, самолёт борьбы с грозовыми облаками (активно применялся на Олимпиаде-80 в Москве) и др. Ту-16 стоял на вооружении СССР, а после его разрушения — России и ряда стран СНГ до середины 90-х гг. прошлого века.
Активно использовался Советским Союзом в ходе Афганской войны против моджахедов: в частности, в Паджшерской операции 1984 года. Ту-16 вместе с другими советскими бомбардировщиками создал беспрецедентную в истории плотность фронтовой авиации над одноименной долиной.
Предтечей будущего бомбардировщика-долгожителя явилась созданная к середине 1949 года модель под кодовым номером «86»: воздушное судно способно было пролететь до 4000 км с 2 тоннами бомб при максимальной скорости в 980 км/ч на высоте порядка 6000 м. Вскоре после проведенного в СССР летом того же года успешного испытания ядерной бомбы прототип будущего самолёта был переделал с учётом новых требований: способности к несению ядерного боезаряда.
В середине 1951 года эскиз будущего Ту-16 под кодовым номером «88» был окончательно утверждён, самолёт получил при этом свой запоминающийся внешний вид с характерными для модели значительной стреловидностью хвостового оперения и «утопленными» в фюзеляж гондолами двигателей.
В последующие два года в проект самолета были внесены технические доработки, связанные с облегчением общего веса воздушного судна и защитой его от поражающих последствий ядерного взрыва.
Спустя год после успешного тестирования 27 апреля 1952 года Ту-16 в небе известным лётчиком-испытателем Н. С. Рыбко, самолёт был запущен в серийное производство. Два года спустя новая боевая машина была продемонстрирована широкой общественности в ходе первомайского парада на Красной площади.
Через 5 лет после полёта, давшего путевку в жизнь советскому реактивному бомбардировщику, Рыбко за проявленные при испытании новых образцов военной техники мужество и героизм был удостоен почетного звания Героя Советского Союза.
В годы холодной войны грозная боевая машина являлась главной среди советских воздушных сил стратегического сдерживания потенциального противника. В значительной степени именно появление советского реактивного бомбардировщика, способного нести ядерный боезаряд, не дало человечеству погрузился в пучину смертоубийственной термоядерной войны, остудив воинственных пыл заокеанских военных стратегов.
Так, например, в морской авиации Ту-16 во всем северном полушарии Земли выполнял функции слежения и сопровождения авианосных ударных групп главного геополитического конкурента советского государства — Соединенных Штатов Америки.
Экипаж воздушной машины насчитывал обычно 6 человек: командир, второй пилот, штурман, второй штурман или штурман-оператор, стрелок-радист и оператор радиоэлектронной борьбы или командир огневых установок.
Помимо страны Советов, самолёт находился на боевом дежурстве ряда стран ближневосточного региона: Ирака, Сирии, Египта, а также Индонезии. В Китае в 1967 году с этой модели была сброшена первая теромоядерная бомба Поднебесной. Кстати, именно в КНР воздушная машина до сих пор эксплуатируется в ВВС: версия Xian H-6, очередная техническая модернизация которой была произведена в 2011 году.
История оказалась благосклонна к Ту-16. Благодаря своей высокой динамике и отличным тактико-техническим характеристикам, разработанный в СССР воздушный корабль стал одним из самых долгоживущих самолётов в истории мировой авиации.
Длина самолёта: 35 м
Максимальная скорость: 1 050 км/ч
Дальность полёта: 7 200 км
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Масса: 37 200 кг
Начало эксплуатации: 1954 г.
Первый полёт: 27 апреля 1952 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8