День памяти.
Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно.
Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев.
Валерий родился в 1942 году в Одессе, на улице Петра Великого в коммуналке, в доме, где находилась консерватория. По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано.
Военное время. Родители ушли на фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.
1949 год. Голодное и нелёгкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Сам про себя говорил, что воспитание и образование у него был уличными: рос в среде воров и карманников, но любил этих пацанов, и они отвечали ему тем же.
Тогда у всех у них были клички. «Цуна» — так звали Валеру его дружки. Позже, вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывать так, что их можно было слушать часами.
Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.
Валера пел с самого детства. Пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время «чистили» карманы публики. Как он сам говорил, шутя, «каждый занимался своим делом». «Заработанное» делили пополам.
Ободзинский не имел музыкального образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь. Валерий — певец-самоучка.
О себе говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою индивидуальность. Ещё говорил, что гениями не рождаются.
О своем творческом пути говорил так: «Я из простой семьи, и помогать мне было некому. Я сам шёл к цели». И путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел.
В юные годы, прежде чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский работал кочегаром, «тянул» пружины на матрасах, а также немного проработал в артели, делая замочки для мебели.
Он с юмором рассказывал о тех временах: «У меня был интересный, сложный процесс». Началом профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов», куда его взяли сразу после первого прослушивания.
Затем Ободзинский стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями и относились к Валерию, как к сыну.
Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездил с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй, нет такого города, где бы он ни был с концертом за всю свою творческую деятельность.
1967 год. Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь пришли к нему именно в эти годы, и Ободзинский по праву считал себя выходцем из этого знаменитого оркестра.
Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым, который написал песню «Луна на солнечном берегу» и подарил её Ободзинскому.
В Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме «Мелодия». Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один за другим — знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным.
Позже, в сотрудничестве с Давидом Тухмановым, родилась знаменитая «Восточная песня», которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться популярностью и по сей день.
После песни «Я у моря рождён» Ободзинского стали считать певцом моря.
Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски.
Считали его слащавым, несерьёзным певцом, поэтому его не допускали на телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт — аншлаг.
Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6-7 концертов в день, часто на разных площадках, а однажды, отработав 10 концертов, был близок к нервному и физическому истощению.
Ободзинский — певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негативные результаты: «наверху» его не жаловали, для него было закрыто телевидение, резали выпуск его грампластинок.
Но, несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел сердцем, душой, брался как за советские, так и за зарубежные песни.
Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет значения, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что нет «глупой» публики, всё зависит от исполнителя.
Благодаря неустанному поиску он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость. Работа солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером, наряду с другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий Ромашков, Нина Бродская, Раиса Неменова.
Позже, в Донецкой филармонии, сделав сольную программу, Ободзинский организовал свой коллектив «Верные друзья», (руководителем ансамбля был Юрий Щеглов), параллельно продолжал работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё второе отделение.
Затем Валерий выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко. Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на центральных площадках города.
Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно в январе-феврале, в Театре Эстрады проходили его концерты с новой программой, приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро «Библиотека имени Ленина».
А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе. Туда он ездил вместе с семьёй. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море.
В «Летнем театре» все друзья его детства, из "шайки", после концерта сопровождали его до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60 человек.
Традиционными были концерты в Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск — родина его жены Нелли. Это была отправная точка его гастролей по Сибири.
Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой, Томской, Костромской, Чечено-Ингушской филармоний, Ободзинский часто выступал с концертами на стадионах.
Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид Тухманов, Леонид Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай Добронравов, Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин, Игорь Шаферан, Игорь Кохановский и многие другие.
Несмотря на всенародную любовь, певец долго не получал никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он стал после двухмесячной бесплатной работы — турне по республике. Он выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах и даже в коровниках.
Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил московскую прописку и сразу вступил в кооператив, а в январе 1970 года они со своей первой женой въехали в новую квартиру.
В связи с этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь день. Стремление обогатиться в то время не приветствовалось, более того, пошли слухи, что певец недоволен своими доходами и собирается покинуть страну.
Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной.
В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. Он развёлся с женой и жил в гражданском браке с поклонницей его таланта Анной Есениной.
Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не занимался. Страдал алкоголизмом. В этот период он вообще не пел. Его перестали интересовать слава, деньги, песни.
В начале 90-х годов стараниями своей гражданской жены Анны Есениной Ободзинский решил возобновить творческую деятельность и записал альбом песен Александра Вертинского.
В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление после многолетнего перерыва. Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Несмотря на долгий простой Ободзинский сумел сохранить в чистоте свой голос.
В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России.
В своем последнем выступлении по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному.
Был момент, когда я достиг своего "потолка". И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи начальства резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советские. Прошло время».
Валерий Владимирович Ободзинский умер в Москве 26 апреля 1997 года, похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).
В память о певце и в признание его таланта состоялись концерт в концертном зале «Россия» и церемония закладки звезды артиста на площади звёзд.
Две дочери Валерия Владимировича Анжела и Валерия, названная в честь отца, получили в наследство любовь к музыке.
Старшая, Анжела, — певица, она и сегодня поёт песни отца, готовит к выпуску альбом его песен в собственном исполнении. Младшая, Валерия, — звукорежиссёр на фирме «Мелодия».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3