4 класс
Родной язык
Презентацию посмотрите у себя в личных сообщениях
Урок родного языка в 4 классе
Тема урока: Тематическая классификация слов.
ЦЕЛИ урока: 1.Обобщить знания о многозначных словах, синонимах и антонимах.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь.
3.Воспитывать аккуратность.
Этапы урока Ход урока
Ι. Организационный этап.
II.Актуализация знаний.
Чистописание.
Запись даты, классной работы
–Какую задачу поставите на данный момент? (написать чисто, соблюдая высоту букв, правильно выполнять соединения).
Сл сл ов ос
Слово словечко словарь словарик пословица
- Что вы заметили? (однокор; им сущ.)
- Что такое имя существительное? (рассказывают правило)
- Как образовываются однокоренные имена существительные?
– Разберите слова по составу
- Какое задание можете дать классу? Определите род, склонение)
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Диктант значений.
У каждого слово есть значение, угадайте слово по значению и запишите его.
– сооружение в виде ступенек для подъема и спуска;
- ягода как малина только сине-черного цвета;
- офицерское звание, командир судна;
- письменная школьная работа, где вы излагаете свои мысли;
-правда;
-длинный проход, соединяющий части здания;
-драгоценный камень.
-Назовите слова.
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
III. Формулирование темы, проблемы.
Проблемные вопросы
-Узнать тему сегодняшнего урока мы сможем, когда
соберем первые буквы данных слов. Какое слово получили? (Лексика) Что обозначает данное слово? Проблема!
-Так о чем будем говорить на уроке? (Слайд 2.)
Каков будет план работы? 1.Выяснить что такое лексика?
2.Что изучает лексика?
3.Познакомиться с разнообразием словарей русского языка
4.Обогащать свой словарный запас
IV. Развитие умений.
Введение в понятие. Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ. Лексика – в переводе с греческого языка означает «слово». (Слайд 3.)
ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Это раздел языка, который изучает значение слова. Лексика изучает многозначные и однозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы и еще много других групп слов. (Слайд 4)
Работа над понятиями: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.
А) Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными. Приведите примеры многозначных слов.
(Слайд 5, 6, 7)
Составьте предложения, используя многозначные слова.
(Капельками воды звенели колокольчики; Стеклянные колокольчики украшали праздничную ёлку; Под звон колокольчиков мчалась тройка лошадей)
Б) Омонимы, слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
Приведите примеры омонимов. (Слайд 8, 9,10)
В) Синонимы - слова, которые пишутся по - разному, но имеют одинаковое значение (Слайд 11)
Благодаря словарю синонимов можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной выразительной.
-Когда обратимся к словарю синонимов? Приведите примеры синонимов.
Г). Антонимы – слова, которые имеют противоположное значение. Приведите примеры антонимов.
-Когда обратимся к словарю антонимов? (Слайд 12)
Физминутка. Игра «Топай – хлопай!»
- Если я называю пару синонимов - вы хлопаете, если услышите антонимы - топаете……
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.
Работа с учебником
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать, чтобы обогатить свою речь?
- Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?
- Полезное ли это дело – чтение словарей? (выяснить - цель данного вида работы)
- Давайте узнаем мнение одного французского поэта Теофил Готье (Слайд 13)
Упр. 109 с.102 – чтение вслух.
-Какова его основная мысль?
Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
-Давайте запишем это предложение.
Выделите основу, найдите имена существительные, дайте характеристику данному предложению, составьте схему предложения.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Знакомство со словарями.
Т.к. работа со словарями дело очень полезное, призываю вас почаще их читайте. Когда возникает необходимость в чтении словаря?
- Какие вы знаете словари? Словари бывают толковые.Почему их так назвали? Как записаны слова в словарях?
Их очень много: орфографический, антонимов, синонимов, иностранных слов, крылатых слов, фразеологический,
(Слайд 14)
V. Закрепление Практическая работа по определению лексического значения слов
Задание. Найти значение слов в словаре.
байдарка вахтёр
ярлык репутация
Задание. Найти синонимы к слову _______________
Задание. Найти антонимы к слову _______________ Проверка:
- Вы познакомились с разными словарями. Словарь – это очень нужная и полезная книга. С некоторыми словарями вы подробнее можете познакомиться на выставке словарей в нашей школьной библиотеке.
1)Найдите синонимы и запишите их парами. (Слайд 15)
Метель, распорядок, отметка, лентяй, дом, черта.
Здание, азбука, оценка, пламя, вьюга, режим, линия, лодырь.
(Слайд 16)
2) Назовите антонимы в этих пословицах. (Слайд 17)
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Каково начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
(Проверка). (Слайд 18)
Тест.
1. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав – это ...
А). Лексика;
Б). Фонетика;
В). Орфография;
Г). Морфология.
2. Какое слово является многозначным?
А). учебник;
Б). рюкзак;
В). обложка;
Г). ручка.
3. Какая из пар слов – синонимы?
А). пруд – прут;
Б). победа – поражение;
В). Роза – роза;
Г). финал – конец.
4. Укажите пару антонимов
А). пруд – прут;
Б). победа – поражение;
В). Роза – роза;
Г). финал – конец.
Проверка теста (Слайд 19)
VI. Рефлексия.
Итог урока.
Синквейн
- По теме нашего урока составим синквейн.
(Слайд 20)
ЛЕКСИКА
Разнообразная – богатая
Объясняет – обогащает – увлекает
Богатая лексика – начитанный человек
Стремитесь! (интересуйтесь….
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Ваши впечатления от проделанной работы?
(Слайд 21)
Ребята, вы молодцы!
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,
Со всеми попрощайтесь.
VII. Домашнее задание. Из детской литературы выписать 5 пословиц, в которых используются синонимы или антонимы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев