12 ноября 1833 г. родился АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН – яркий представитель русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, участник «Могучей кучки».
Бородин родился в Санкт-Петербурге от внебрачной связи грузинского князя из Имеретии Луки Гедианова (Гедеванишвили) и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. Благодаря матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка. Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу. С десяти лет Бородин интересовался химией, которая со временем стала его профессиональным занятием. В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с 1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Так же Бородин увлекался и литературой, особенно любил произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В. Белинского, читал философские статьи в журналах. Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса («Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и виолончели (в т. ч. на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»), струнный Квинтет и др. В 1856 г. В 1858 г. успешно защищает диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год отправляется за границу. Бородин обосновывается в Гейдельберге, где к тому времени собирается немало молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д. Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С. Ешевский и другие, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок». Бородин по-прежнему с увлечением музицирует в домашних кружках и не упускает возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах. Осенью 1862 г. он возвращается в Россию, избирается профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читает лекции и ведет практические занятия со студентами. В доме профессора академии С. Боткина Бородин знакомится с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценивает композиторский талант Бородина и заявляет молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения — «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». В конце 60-х гг. Бородин приступает к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предлагает Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Однако сочинение продвигается медленно. Главная причина — занятость научной, педагогической и общественной деятельностью. В 1872 г. в Петербурге открываются Высшие женские медицинские курсы. Бородин является одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавая ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. В конце 70-х — начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина. Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. — наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов — действовало на композитора подавляюще. Все труднее становилось бороться с реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье. Бородин умер от сердечного приступа 27 февраля 1887.
После внезапной смерти Бородина, Римский-Корсаков и Глазунов готовят к печати его незаконченные произведения. 23 октября 1890 г. опера «Князь Игорь» была поставлена на сцене Мариинского театра.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев