В 10 лет Петра Чайковского отдали учиться в Петербургское училище правоведения, по окончании которого он был определён на службу в Департамент юстиции. Всё это время Чайковский продолжал заниматься музыкой, брал уроки у лучших петербургских педагогов. В письмах к сестре Чайковский писал: «Из меня сделали чиновника, да и то плохого. Я стараюсь по возможности исправиться, заняться службой посерьёзнее и… в то же время изучать генерал-бас». В начале 1862 года он оставил службу и поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался у профессора Николая Зарембы и знаменитого пианиста и композитора Антона Рубинштейна. По окончании консерватории Чайковский начал композиторскую деятельность в Москве. В 1866 года он стал преподавателем музыкальных классов Московского отделения Русского музыкального общества, а с осени того же года — профессором Московской консерватории. В Москве Пётр Ильич познакомился с рядом выдающихся русских музыкантов, писателей и поэтов, посещал Артистический кружок Александра Островского. Участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, работал музыкальным рецензентом в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости».
Семейная жизнь Чайковского не сложилась, но на протяжении долгих лет он был связан дружбой с меценаткой и любительницей музыки Надеждой фон Мекк, с которой переписывался и которая помогала ему материально.
🌟 Талант Чайковского получил признание при жизни композитора. Он много выступал как дирижёр в России и за рубежом. С конца 1880-х годов дал серию концертов в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, Кельне, Франкфурте, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне, дирижируя собственными произведениями. В 1891 году ездил с концертами в США: в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии его ждал сенсационный успех. В 1892 году Пётр Ильич был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а в 1893 году – почётным доктором Кембриджского университета.
Чайковский никогда не претендовал на роль реформатора, но его музыка безошибочно узнаваема на слух и чрезвычайно популярна во всём мире. Он работал во всех жанрах, бытовавших в то время в Европе – оперном, балетном, симфоническом, камерном, вокальном, писал музыку к спектаклям… Пётр Ильич стал автором множества произведений, которые исполняются во всём мире – в том числе оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Буря», симфоническая поэма «Франческа да Римини», циклы фортепианных пьес и романсов. Его Первый фортепианных концерт и Скрипичный концерт являются обязательными произведениями на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Концерт 16 (28) октября 1893 года, на котором Чайковский дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией, стал для композитора последним. 25 октября (6 ноября) Пётр Ильич скоропостижно скончался от холеры в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Музыка Чайковского часто звучит на концертах Ульяновской филармонии. В этом году Симфонический оркестр «Губернаторский» исполнил Пятую и Шестую симфонии, с приглашёнными солистами – Первый фортепианный концерт и Концерт для скрипки с оркестром. Впервые в исполнительской практике увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» прозвучала в исполнении оркестра русских народных инструментов – переложение выполнил художественный руководитель и главный дирижёр Ульяновского Русского оркестра, член союза композиторов России Артём Белов. Солисты филармонии включают в программы камерных концертов романсы Чайковского.
🎹 Весной 2015 года для филармонии купили рояль «Steinway&sons». Первым произведением, исполненным на новом инструменте, был фортепианный цикл «Времена года» Чайковского. Это был концерт-презентация рояля, на котором выступил пианист Денис Мацуев.
https://youtube.com/live/wU6U6D0qRMM?feature=share
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев