При осмотре жалуется на редкие головные боли, утомляемость, шаткость при ходьбе, неловкость при выполнении целенаправленных движений руками; родители также отмечают трудности обучения дочери, связанные с ее неусидчивостью и нарушением запоминания материала.
📜Девочка родилась от первой беременности, протекавшей на фоне анемии и угрозы прерывания, в срок с оценкой по шкале Апгар 7—8 баллов, роды характеризовались длительным безводным периодом. Уже при рождении врачами была отмечена макроцефалия. Моторное развитие на 1-м году соответствовало срокам: устойчиво удерживать голову начала с 2 мес, сидеть — с 6 мес, ходить — с 12 мес. В годовалом возрасте появились повторные фебрильные судороги, для лечения которых были назначены вальпроаты. После года родители стали отмечать отставание в психоречевом развитии дочери.
🌀Неоднократно проведенное (в период 2003—2014 гг.) нейровизуализационное исследование головного мозга показывало поражение субкортикального белого вещества, подкорковых ядер, зубчатых ядер мозжечка, что было расценено в одном случае как вариант демиелинизирующего заболевания, в других — как последствия перинатального поражения головного мозга. По результатам клинического и биохимического анализов крови и мочи, ультразвукового исследования внутренних органов значимых отклонений не отмечалось. В 5-летнем возрасте было отменено противоэпилептическое лечение, так как приступы не повторялись. В связи с отставанием в развитии обучение в коррекционном классе началось с 8 лет. Из семейного анамнеза выяснилось, что родители состоят в кровнородственном браке 4-й степени, подобного заболевания среди родственников не отмечают.
🔷На МРТ головного мозга визуализируется билатеральное симметричное поражение субкортикального белого вещества в лобных, теменных и височных долях, имеющее патологический МР-сигнал: в Т2 ВИ — гипер-, в Т1 ВИ и FLAIR — гипоинтенсивный (см. рисунок). Базальные ядра, зубчатые ядра мозжечка также вовлечены в патологический процесс. Бледный шар имеет более гиперинтенсивный МР-сигнал в Т2 ВИ по сравнению со скорлупой, высокий — на DWI (b=1000) и пониженный коэффициент диффузии на ADS картах. На Т2 ВИ виден гиперинтенсивный ободок высокого МР-сигнала вокруг скорлупы по сравнению с центром ядра. Центральные ядра таламуса также имеют патологический гиперинтенсивный МР-сигнал в Т2 В.И. Периваскулярные пространства расширены в лобных долях. Отмечается расширение конвекситального субарахноидального пространства лобных и височных долей, борозд червя мозжечка. При МР-спектроскопии (МРС) в пораженных участках отмечается снижение содержания N-ацетиласпартата (NAA) и соотношения NAA/Cr, увеличение содержания миоинозитола (ins), а также появление лактатного комплекса (Lac).
🔸На основании клинических данных и результатов инструментальных обследований была заподозрена L2HG-A. При проведении анализа органических кислот мочи была выявлена повышенная экскреция L-2-гидроксиглутаровой кислоты — 544 ммоль/моль креатинина (норма до 12 ммоль/моль). При проведении молекулярно-генетического обследования была обнаружена не описанная ранее в литературе нонсенс-мутация c.971G>A, приводящая к образованию стоп-кодона (p.Trp324*) в гомозиготном состоянии. Уточнение генетической причины заболевания у пробанда позволило рекомендовать семье проведение пренатальной ДНК-диагностики при следующей беременности, что и было осуществлено. У плода было выявлено гетерозиготное носительство данной мутации, не приводящее к заболеванию.
Автор: Сайфуллина Е.В.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев