Одна из главных проблем электро-автопрома — литий-ионные батареи. Разработки альтернативных технологий активно ведутся.
Первая — натрий-ионные аккумуляторы. Натрий в сотню раз дешевле лития, его добыча и утилизация проще и экологичнее. При производстве не используются кобальт, никель и многие другие опасные для природы и человека материалы.
Крупнейший китайский производитель батарей CATL уже представил первое поколение натрий-ионных аккумуляторов. Они пока хуже литиевых: емкость в 160 Вт·ч/кг уступает большинству традиционных батарей. Но скорость зарядки (15 минут до 80%) и устойчивость к низким температурам (90% емкости при -20) — видимые преимущества.
К тому же, CATL разрабатывает второе поколение с емкостью 200 Вт·ч/кг. Это сопоставимо с литий-ионными батареями "Теслы", только гораздо дешевле. И технология близка: первые варианты поступят в продажу в 2023.
Другая альтернатива — твердотельные аккумуляторы. Для их производства тоже не требуется литий, а емкость достигает 1000 Вт·ч/кг. Способные выдержать до 800 циклов заряда-разряда, они обладают сроком службы в сотни и сотни тысяч км. Это значит, что твердотельных батарей будет требоваться меньше. Меньше их будут и утилизировать. А еще они не взрываются — тоже большой плюс.
Пионер в этой области – стартап QuantumScape, работающий на деньги Volkswagen. Общее количество инвестиций - $1 млрд. Возможно, мы увидим их аккумуляторы уже в 2025. Тогда же обещает наладить производство Toyota, а годом позже — Solid Power, работающий с BMW, Ford и Hyundai.
CATL тоже работают над твердотельными элементами. С штатом в пять тысяч исследователей они успевают везде. Их планы менее амбициозны - новая батарея будет обладать емкостью "всего" в 350 Вт·ч/кг. Тем не менее, скорость заряда и срок службы у нее, как и у других аккумуляторов с твердым электролитом, превышают даже натрий-ионные образцы.
Единственная проблема — полностью функциональных батарей такого типа мы пока не видели. Так что планы по запуску в ближайшие пять лет пока остаются планами.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев