Откуда берется счастье?
(статья, лонгрид)
Эволюционно чувство удовольствия и мотивации (оборотная сторона удовольствия), ощущаемые нами в результате выброса дофамина, необходимы для выживания. Классический пример – сладкое и жирное. В условиях ограниченных ресурсов, организм должен как-то выделять калорийную, питательную пищу, чтобы человек при прочих равных потреблял в большей степени именно ее, а не что-либо другое. Дофамин, вызывающий чувство удовольствия, вызывает привыкание. Попробовав сладкий фрукт один раз, хочется есть его еще и еще. Привыкание к сладкому и жирному – эволюционно выигрышное поведение в условиях, где такая пища – большая редкость. Другая сторона привыкания – тяга. Третья – негативные эмоции, если тягу не удается реализовать (найти сладкое). Последнее, удовольствие приедается и чтобы испытывать его в той же мере постоянно, "дозировку" надо увеличивать. Конечно, в те далекие времена пристраститься к еде было сложно, но сегодня “подсесть” на гамбургеры и печеньки очень даже реально.
В целом, с дофамином, по большому счету, всё понятно. Он появляется там, где эволюционно важно “привязать” человека к определенной деятельности для его выживания в условиях… сотен тысяч лет назад, т.е. механизм, позволивший выжить в те времена, сегодня во многом утратил актуальность, и опираться на него без участия здравого смысла и личной воли уже нельзя.
Что с серотонином? Серотонин окрашивает отдельные моменты жизни в чувство радости. К радости нет привыкания и и нет тяги. Зато при достаточном количестве серотонина в мозге снижается агрессия, уровень стресса и общая тревожность, появляется энергия что-то делать, повышается способность концентрироваться, равно как и общая эмоциональная устойчивость. Если удовольствие хочется повторить (дофамин побуждает к действию, требует его), то радость самодостаточна, мы просто проживаем ее.
Лексически мы постоянно путаем эти два состояния: называем удовольствием радость, а радость – удовольствием. Впрочем, правда и то, что оба нейротрансмиттера (серотонин и дофамин) иногда пересекаются, дополняя друг друга.
Радость, в отличие от удовольствия, проживается без какой-то будущей цели, без “запроса в будущее”, без побуждения как такового, без тяги и разочарования, если "доза" не найдена. Радость – чистая эмоция, не замутненная возможным негативом и потому столь ценная. Еще одно важное свойство: радость не приедается. Сколько бы ни было солнечных дней, они всё равно радуют. А, вот, пироженка приедается со временем и перестает приносить удовольствие, происходит привыкание к “дозе”.
Если радость и удовольствие – это эмоции, реакция на ситуации, то счастье – более долгосрочное и устойчивое состояние. С философской точки зрения, радость – обязательный (хотя и недостаточный) атрибут счастья, а удовольствие – нет, необязательный, хотя и приятное дополнение, когда в меру. Чисто физиологически же, конечно, и дофамина, и серотонина в организме (не только мозге) всегда достаточно много. Вопрос больше о том, к чему стремиться, чтобы обрести счастье.
Счастье как состояние рождается из благоприятной внешней среды, значимых сторон жизни, приносящих радость, и малых повседневных кусочков как радости, так и удовольствия.
Самые частые крупные и богатые “месторождения” радости, которых достаточно для формирования состояния счастья – это (1) семья, в которой друг друга любят, понимают и поддерживают, (2) по-настоящему любимая работа, которая при этом дает достаточную материальную отдачу и самореализацию (или хобби, если любимое увлечение трудно монетизировать) и (3) близкие друзья. Части поменьше тоже важны в повседневности, эдакие кармашки счастья: увлечения (музыка, книги, фильмы, спорт, походы, пр.), удовольствия (любимые еда, напитки, близость, покупки и т.д.), уход за собой (полежать в ванне или принять душ) и многие другие небольшие приятные моменты, которыми наполнена наша жизнь и о которых ни в коем случае нельзя забывать.
Небольшое отступление. Да, счастье как более глобальное состояние, в отличие от радости, зависит от внешних обстоятельств. Это в первую очередь мир и безопасность, в магазинах можно купить еду и одежду и не умереть от холода, физическое и психическое здоровье, равно как и более частные моменты: даже любимая работа не вызывает радости, если начальник самодур.
Заметьте, семья, работа, увлечение, друзья – это не что-то, возникающее по щелчку пальцев. Больше того, это нельзя купить. Семья, прежде чем стать источником глубокой и постоянной радости, потребует огромных вложений времени (годы), терпения, усилий, “притирания”, воспитания детей (собак, кошек), внутреннего совместного роста и только после всего этого она станет приносить не отдельные лучи радости, а крупные, спелые плоды счастья. Ровно то же самое с работой. Необходим огромный тяжелый труд даже в любимом деле, чтобы получить опыт самореализации, приносящей как радость в каждом отдельном дне, так и счастье в целом. Само собой, с дружбой всё ровно то же самое… она тоже требует, скажем так, капитальных вложений.
Основа основ счастья – это колоссальный во всех смыслах труд и глубокая, растянувшаяся на десятилетия погружённость во что-то: семью, работу, увлечение, дружбу. Другая сторона этой же монетки: счастье - никак не удовлетворение желаний, потребность в которых всегда будет увеличиваться и никогда не приведет к спокойной жизни, ибо у дофамина другая цель – мотивировать к действию, формировать стремление к желаемому, т.е. эволюционно это постоянное напряжение и борьба.
Второй столп счастья – благодарность за то, что уже есть. Глубокая, искренняя ежедневная благодарность за большие и маленькие моменты жизни. Если присмотреться, то это тоже радость. Солнечный день уже закончился, ему уже трудно радоваться, но, испытывая благодарность, мы продлеваем радость до бесконечности.
Будьте счастливы и радуйтесь каждому дню!
----
На этом всё, если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, класс и поделитесь ею с друзьями, а также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
От печали до радости рукою подать (Антонов)