непосредственно образовательной деятельности
по рисованию на тему «Поздняя осень»
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
Образовательные: Учить находить их в природе; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья.
Развивающие: Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Продолжать учить передавать предметы, явления окружающего мира посредством рисования.
Воспитательные: Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. Воспитывать познавательный интерес, бережное и отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к художественному творчеству.
Предварительная работа:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке.
• Материалы и оборудование:
• Иллюстрации с изображением смешанного леса.
• Восковые мелки, акварельные краски, тонированные листы бумаги, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
• Игрушка- еж.
• Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (октябрь).
Ход занятия.
- У нас сегодня необычное занятие, на котором мы с вами поговорим про время года «Осень». Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)
Ребята, вы слышите музыку П.И. Чайковского «Времена года». Какое настроение передает эта музыка: веселое, грустное, задумчивое и т.д.?
С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение.
- А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь уж у двора…
Какое по характеру это стихотворение? ( ответы детей)
- Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)
А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
Сейчас какая осень? (поздняя)
А давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди надевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.
- Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес.
Сюрпризный момент
Раздается стук: Тук-тук-тук!
( из-за ширмы достать ежика)
- Здравствуйте! Ребята кто к нам в гости пришел такой?
Еж: Здравствуйте, ребята! Я ежик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.
- С удовольствием. Ты знаешь, ежик, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.
Физкультминутка.
Вдруг закрыли небо тучи Дети встают на носочки, поднимают вверх
перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
Еж: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Игра "Назови деревья"
Еж: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)
А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).
- Давайте встанем и покажем, как умеем заниматься физкультурой.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Еж: Молодцы ребята! Мне понравилось с вами играть.
- Ежик, в лесу сейчас осень, давай покажем ребятам, как художники изображают осень.
Обратите внимание, как располагаются детали изображения: на переднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое.
- Ребята, композиторы, писатели и известные художники посвящали свои произведения осени, изображая красоту этого времени года.
Садимся за столы. А ежик будет смотреть.
- И мы с вами сегодня тоже будем художниками. Будем рисовать позднюю осень восковыми мелками и акварельными красками.
- Какая же она поздняя осень?
- Какого цвета? (коричневого, серого, черного)
Воспитатель показывает приемы рисования картины.
Пальчиковая гимнастика:
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Вышел дождик погулять (шагает указательный и средний палец)
Шел тихонько, не спеша (ритмические постукивания по столу ладонями)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке «По газонам не ходить!» (удары кулаками по столу)
Дождь вздохнул тихонько «Ох!» (хлопки в ладошки)
И ушел…, газон засох. (шагают пальчиками, тихонько кладут ладони на стол).
Практическая работа.
- Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел.
- Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.
Дети рисуют.
Рассматривание работ вместе с ежиком.
По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.
🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨 🎨
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев