«Черный квадрат» разрушал ожидания зрителей от живописного объекта. Историк Ирина Вакар писала, что «традиционное искусство классических эпох строится на мастерстве исполнения, что не исключает ни оригинальности авторского стиля, ни новизны образной интерпретации». Вакар отметила, что «после „Квадрата“ искусство исполнения, повторения того, что существует в реальности, во многом стало восприниматься как анахронизм». С этого полотна Казимира Малевича началось новое понимание искусства, в котором на первый план вышли умение изобрести что-то новое и свежесть идеи. Художником стал не тот, кто умел искусно рисовать, а человек, который предлагал ранее не возникавшие концепции.
Авторы книги «Приключения «Черного квадрата» Татьяна Горячева и Ирина Карасик указывали, что Малевич изобразил не квадрат — фигуру с равными, по 90 градусов, углами, — а четырехугольник. На полотне на самом деле нет ровных углов: художник не применял специальных чертежных инструментов.
Также авангардист отказался от одного из главных принципов искусства — изображения окружающего мира. Он писал: «До сей поры не было попыток живописных как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни. <…> Живопись была эстетической стороной вещи, но она никогда не была самобытна и самодельна».
Казимир Малевич был не первым автором, который представил публике закрашенную одним цветом поверхность и темный прямоугольник как объект искусства. Первая похожая на «Черный квадрат» работа появилась в 1617 году — «Великая тьма» Роберта Фладда. Среди других примеров — «Сумеречная история России» Гюстава Доре, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда и «Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле. Теоретик искусств Саманта Тэрроу объясняла, почему именно Малевич прославился благодаря такому полотну: «Казимир Малевич — первый, кто не играл со смыслами закрашенных поверхностей, а совершенно серьезно создал уникальное на тот момент произведение, точно совпадающее с собой во всем. Мы видим ровно то, что читаем в названии».
Малевич воспроизвел свое полотно четыре раза: в 1915 году, 1923 году для Венецианской биеннале искусств, в 1929-м для персональной экспозиции в Третьяковской галерее и 1932 году для выставок «Искусство эпохи империализма» и «Художники РСФСР за 15 лет».
Комментарии 1