Автоматизация звука «Р-РЬ»
Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду.
Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «РРРР», затем слогов с этим звуком — РА, РЭ, РЫ, РО, РУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком.
Предметные картинки со звуком «Р-РЬ» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Ро-ро-ро, ведро», «Ра-ра-ра, нора», «Вар-вар-вар, самовар», «Ор-ор-ор, мухомор». Чтобы занятия не были скучными, можно рифмовать слова в фразы: «Ра-ра-ра, кроличья нора» (подборка фраз и стихов ниже).
Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребенка к использованию отработанного звука в повседневной жизни.
Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (Р — Л, С — Ш, Ть — Ч) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо «Р» произносил «Л», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «Л»).
Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, Р и С), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Р ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков.
Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях.
Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, дуП».
___________________________________
Автоматизация твёрдого звука «Р»:
Ра-ра-ра — ровная гора.
Ро-ро-ро — едем на метро.
Ру-ру-ру — красим конуру.
Ры-ры-ры — в парке комары.
Ру-ру-ру — я морковь натру.
Ры-ры-ры — топоры остры.
Ра-ра-ра — со двора пора.
Ру-ру-ру — я гармонь беру.
Ра-ра-ра — весёлая игра.
Ра-ра-ра — апельсина кожура.
Ры-ры-ры — новые ковры.
Ар-ар-ар — красный самовар.
Ор-ор-ор — убираю двор.
Ор-ор-ор — забирай топор.
Ур-ур-ур — мы накормим кур.
Ир-ир-ир — весь народ за мир.
Ар-ара-ар — это слово шар.
Ир-ир-ир — Ира пьёт кефир.
Ара-ара-ара — вот идёт Тамара.
Ора-ора-ора — Рома у забора.
Дор-дор-дор — красный помидор.
Вёр-вёр-вёр — в комнате ковёр.
Мор-мор-мор — красный мухомор.
Рона-рона-рона — чёрная ворона.
Руза-руза-руза — в поле кукуруза.
Рога-рога-рога — ровная дорога.
КРОТ
Ра-ра-ра — роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро — у крота своё метро.
Ру-ру-ру — любит крот свою нору.
Ры-ры-ры — крот пророет 2 норы.
КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур — у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр — со стола украли сыр.
Ры-ры-ры — не едят коты сыры.
Ор-ор-ор — вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр — у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал — вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур — прогони ворон Мур-мур.
На праздничной рубашке
Розы и ромашки.
Короед грызёт кору,
Прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Рубят дрова
Дровосеки с утра.
Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.
Жуёт поросёнок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызёт спозаранку.
Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.
Раскрываю я коробки:
Тут — шурупы, тут отвёртки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.
___________________________________
Автоматизация мягкого звука «Рь»:
Ря-ря-ря — мы поедем за моря.
Ри-ри-ри — горели фонари.
Рю-рю-рю — я вам правду говорю.
Ре-ре-ре — мы проснулись на заре.
Ря-ря-ря — мы работали не зря.
Рю-рю-рю — репу я варю.
Ря-ря-ря — реки и моря.
Ре-ре-ре — терем на горе.
Арь-арь-арь — под рябиною глухарь.
Орь-орь-орь — на хоря напала хворь.
Eрь-урь-урь — брови Варенька не хмурь.
Ирь-ирь-ирь — широка земля Сибирь.
Эрь-эрь-эрь — на картине страшный зверь.
Арь-арь-арь — в речке плавает пескарь.
Эрь-эрь-эрь — посмотри какая дверь.
Урь-урь-урь — в январе не мало бурь.
Арь-арь-арь — Рита ест сухарь.
Ирь-ирь-ирь — на снегу снегирь.
Рюм-рюм-рюм — я спускаюсь в трюм.
Рех-рех-рех — грецкий ем орех.
Рят-рят-рят — сяду в третий ряд.
Рём-рём-рём — кот играет с фонарём.
ЗАРЯ
Ря-ря-ря — поднялась заря.
Ре-ре-ре — встану на заре.
Рю-рю-рю — все окна отворю.
Ри-ра-ри — солнышко дари.
Ре-ре-ре — свет свой на заре.
ХОРЬ
Ря-ря-ря — мы нашли в норе хоря.
Ерь-ерь-ерь — хорь упрямый зверь.
Орь-орь-орь — выходи к нам хорь.
Арь-арь-арь — дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь — не выходит хорь.
Рём-рём-рём — ещё встретимся с хорём.
Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.
Боря Ире даст ириску,
Ира Боре — барбариску.
Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.
Варит повар макароны
Для сестры своей Матрёны.
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.
Во дворе на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: «Кар!
Разрисован тротуар!»
Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.
За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.
Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна
___________________________________
МЫ С ТАМАРОЙ
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.
Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.
Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой
Красный Крест.
Агния Барто, в сокращении
________________________
БАРАБАН
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Агния Барто
________________________
ЕГОР И МУХОМОР
Шёл Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
А. Прокофьев
________________________
ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА «Р»
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
В. Творогова
________________________
НЕБЫЛИЦЫ
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
________________________
ДРАКА
В реке большая драка:
поссорились два рака.
Рак пятится от рака
Четвёртый час подряд.
Хотят другие раки
Подраться в этой драке,
Но тоже почему-то
Все пятятся назад.
Р. Сэф, в сокращении
________________________
ВОРОНА
Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!
Владимир Орлов
________________________
Говорила сорока сороке:
— Я, как рыба, молчу на уроке.
Под кустом ореха — норка.
В норке проживает норка.
В аквариуме у Харитона —
четыре рака, да два тритона.
На горе Арарат
растёт крупный виноград.
Рано утром три барана
барабанят в барабаны.
Орёл — на горе, перо — на орле.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отгоняли сорок.
Хитрую сороку поймать морока,
а сорок сорок — сорок морок.
Вырос красный помидор,
занял помидор весь двор.
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап.
Три сороки-тараторки
тараторят на пригорке.
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок —
Сразу поссорились сорок сорок.
Не забудьте нажать оранжевую кнопку "Вступить" сверху справа, чтобы не потерять нашу группу 🙏
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев