Объездив полмира, я нигде и никогда, ни в одной стране не встречала оконных наличников. Ставни видела во многих странах... Поэтому, считаю, что такая красота - наше народное достояние! Оказывается, существуют даже специальные сайты, где люди коллекционируют фотографии наличников, сами ездят в экспедиции, чтобы запечатлеть такую красоту - и делятся этим с другими. Я покажу вам совсем немного из того, что увидела - но и этого достаточно, чтобы испытать чувство гордости и прикоснуться к рукотворной красоте. Но, как обычно, сначала немного истории)))
Эта статья — часть большого поиска ответа на вопрос «откуда появились наличники». Здесь собраны четыре разные теории —
какие-то из них довелось слышать в разговорах, какие-то подкреплены весьма серьезными историческими и этнографическими исследованиями. Здесь они собраны не для того, чтобы выбрать какая из них правильная, а лишь для понимания.
ЯЗЫЧЕСКАЯ:
Суть теории: Традиция украшать свое
жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.
Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги
для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эта теория очень хорошо раскрыта в книгах советского археолога, историка, академика РАН Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси».
. В своих книгах Борис Александрович так описывает её: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство
от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.
ЕВРОПЕЙСКАЯ:
Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из
Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени.
Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными
балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Сторонники этой теории указывают также на книги, содержащие большое число иллюстраций, в частности на библию Пискатора, которая появилась в Европе в XVII веке и оказала огромное влияние на всю русскую культуру — от резчиков по дереву до иконописцев.
Эта теория в частности упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году (и переизданной в 2000-м). Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников
и по сей день. Вот например, если рассмотреть хорошо сохранившийся наличник Тюмени, образца XIX века, то можно заметить, что его детали и действительно больше характерны для каменной архитектуры, нежели для деревянной.
Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас
невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.
КОРАБЕЛЬНАЯ:
Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой.
И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные
(и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.
И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Не могу сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть люди, уверенные, что именно с корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.
ЦЕРКОВНАЯ:
Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в отличной книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.
Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на
карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.
Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты
говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?
Вот наверное и все четыре основные теории, описывающие откуда же на Руси появились наличники. Встречались, конечно и экзотические предположения — например, что все наличники произошли из Томска,
или что первый наличник — это рама от картины у какого-то дворянина, а за ним все повторять начали. Но эти рассказы пока ничем не подкреплены, и увы нигде не зафиксированы.
ВИДЫ РЕЗЬБЫ НА ОКОННЫХ НАЛИЧНИКАХ.
Плосковыемчатая резьба.
Основывается на прорезке линий по очертанию узора, рисунка. Как правило, такой прием редко используется самостоятельно. Орнамент дополняется клинообразными прорезами, рельефной резьбой или росписью, оживляющей общую композицию.
Плоскорельефная резьба.
Представляет собой более развитый контурный тип резьбы. В этом случае края элементов дополнительно обрабатываются, создавая некую иллюзию рельефа. Но в конечном итоге высота рельефа соответствует глубине фона. Основными мотивами для такого метода
выполнения является растительный орнамент, изображения животных. Сложность воспроизводимого рисунка определяет количество инструментов. В отдельных случаях мастера используют до 60 стамесок, резаков, ножей различных размеров и профилей.
Прорезная резьба.
На деревянной плоскости образует очень «легкий» орнамент, за счет отсутствия фона. Такую искусно сделанную резку можно назвать ажурной (от французского языка «сквозная»), так как готовое изделие напоминает кружева. Иногда заготовка крепится к деревянной
или тканевой основе контрастных цветов, в таких случаях принято говорить о ней, как о накладном элементе.
Не знаю, как вы, а я теперь точно не пройду мимо такой красоты! Я тоже теперь буду фотографировать и коллекционировать это ажурное чудо - русские наличники! Присоединяйтесь и вы, показывайте нам!)))
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 25