Передник и доныне играет важную роль в одежде. Он защищает наше платье при работе на кухне. А раньше передник был не просто
частью одежды. Он был "визитной карточкой" женщины. Передников у
любой русской бабы было несколько - праздничных, траурных и будничных.
Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные...
Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины.
Замужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем ередник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае
он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани - он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных..
Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.
В узорах использовались как простые геометрические мотивы, так и сложные сюжеты, включающие зверей, птиц и людей. Фартук или передник должен был закрывать наряд спереди (полностью или частично) и обязательно сочетаться с узорами на рукавах.
В народных представлениях Фартук — символ женщины, женского начала (он «закрывает» женские гениталии), фертильности и плодородия. У южных славян белый Фартук и передник с яркой вышивкой носили только девушки на выданье и замужние женщины .
По положению Фартук нередко гадали: покосившийся Фартук предвещает девушке скорый брак, если Фартук развяжется, значит у какой-то женщины начались роды . Для облегчения родов акушерка ударяла роженицу Фартуком, приговаривая: «Я, старая, родила, а ты еще нет!» Новорожденного принимали в передник матери или бабушки,
чтобы он долго жил и был здоровым. В Полесье при первом выгоне скота под порог подкладывали Фартук хозяйки, чтобы скотина была привязана к дому.
Передники носили как женщины, так и девушки. Но девичьи передники были скромнее и почти без украшений. Женские передники, напротив, были богато украшены вышивкой, кружевом, аппликациями. Как уже было сказано ранее - передник был "визитной карточкой" замужней бабы. По нему можно было определить её семейное положение - замужем, вдова, солдатка, сколько детей родила. Символом замужней женщины было древо, или цветок.
После рождения сына на переднике вышивался конь, а после рождения дочери - птица.
Фартуку приписывалась продуцирующая сила. В Белоруссии при входе в дом мужа молодая переступала через расстеленный Фартук свекрови, чтобы быть плодовитой. У болгар, если невеста оказывалась не девственной, свекровь собирала в ее белый свадебный Фартук мусор из комнаты новобрачных и отправляла его родителям молодой. В Полесье на крестинах кум бил горшок с «бабиной кашей» и бросал черепки в Фартук молодухам, говоря: «Чтобы детки водились!» . Таким
образом лечили и бесплодных женщин . При первом севе хозяйка наполняла свой Фартук зерном. На Украине считали, что лен хорошо уродится, если его сеять из Фартука. Болгары первые сжатые снопы пшеницы покрывали белым Фартуком «для урожая», а последний сноп клали на красный Фартук.
Фартук использовался во вредоносной магии для «отнимания» плодородия: ведьмы собирали Фартуком росу с чужих полей и относили ее на свою ниву или в амбар, отбирая урожай.
У южных славян Фартук использовался и при отгоне градоносной тучи: женщина снимала Фартук, идя навстречу туче, что было равнозначно наготе.
Чем отличался фартук от передника? Первый повязывался на талии и защищал нижнюю часть костюма, а вот второй закрывал еще и грудь. Историки выделяют несколько вариаций передника – неотъемлемого атрибута женского наряда в праздники и будни.
«Запон». Был распространен в Устюженском, Кирилловском и Череповецком уездах. Такой передник представлял собой полотнище льняной ткани, закрываюшего плечи и грудь до колен. В полотнище делался вырез для головы прямоугольной или овальной формы, а также проймы для рук. Иногда к нему пришивались и рукава.
9 - Вологодский запон. 10 - Вологодский запон с рукавами. 11 - Вологодский запон с кружевом и рукавами. 12 - Вологодский запон с рукавами вид сзади.
«Занавеска» (нагрудник). Эта разновидность была отмечена в Кадниковском, Каргопольском и Великоустюгском уездах. Внешне передник похож на длинный кусок ткани с завязками. При помощи завязок «занавеска» фиксировалась под мышками, закрывая область груди.
«Фартук-передник», который закреплялся на талии, появился в обиходе женщин лишь в конце 19-го века, его носили повсеместно.
Передники не только предохраняли одежду от грязи, но и служили украшением всего костюма. Поэтому их декорировали вышивкой, цветными полосками, кружевами или гарусом. На некоторых кружевных передниках была изображена рогатая лягушка. Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени.
Туникообразный передник:
Туникообразный передник шили из цельного полотнища холста, перегнутого на плечах.
На сгибе делали вырез горловины, на спинке по середине полотнища – разрез от подола до талии, а на уровне лопаток прорезали квадратное "оконце" (для косы).
По бокам внизу иногда вставляли клинья.
Прямые рукава вшивали с ластовицей или длинным клинышком.
Передник с рукавами. Конец XIX - начало
XXвв. Семипалатинская губ. Российский этнографический музей. С-Петербург.
На южнорусских передниках, в отличие от рубах, часто встречались растительные и зооморфные узоры. Интенсивность декора передников ритмично нарастала от верхней части к подолу. Наиболее широкая узорчатая полоса помещалась на небольшом расстоянии от края передника.
Передники. Середина - конец XIX в. Тульская,
Воронежская, Калужская губернии. Российский этнографический музей.
г.С-Петербург.
Передник на лямках:
Разновидностью передника на лямках является "высокий" передник из двух или трех прямых полотнищ, собранных у верхнего края под обшивку, укреплялся на шее при помощи тесемок. Его носили как с поневой, так и с сарафаном.
Передник декорировался:·
прошвами;·
лентами;·
полосами кумача;·
кружевом;·
тканым;·
вышитым орнаментом.
Женская праздничная одежда, XIXв. Рязанская
губерния. Государственный исторический музей. Москва.
Свадебный костюм крестьянки. Конец XIX в. Вологодская
губерния. исторический музей. Москва
Нагрудники имеют очень красивую вышивку. Вы наверняка знаете, что
основное значение вышивки на Руси - охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.
Все эти изображения коней, солнца, птиц - имеют символическое значение. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Изображения птиц - тепло и весну. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Конь был
неотъемлемой частью жизни крестьянина, он символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце (алый конь). Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»).
Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира. Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.
Комментарии 2