Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.
Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши
прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний
великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя.
16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича
Захарьина-Кошкина.
Совершеннолетие Ивана IV было ознаменовано другим важным событием. Глава государства принял титул царя. Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось стать абсолютно самостоятельным сувереном. же дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что
соседние государства признают его за ним (Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями).
Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины.
Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась по версии историков всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой
шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Любознательный австриец Герберштейн видел шапку на Василии III. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды
восточный покрой вышел из моды.
Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по
собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул.Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем.
Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому,
Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».
А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский,
великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому
титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великого князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».
Ну а теперь вопрос: На дворе был 1547 год, и в титуле царя Ивана Васильевича Грозного Сибирь присутствует. Значит, о Сибири в Москве
в то время уже не только знали, но и держали её в поле зрения своих
геополитических интересов. Ермак открыл неведомую ,якобы, для московитов Сибирь только в 1581 году… И вот здесь начинается самое интересное …. Где здесь правда, а где "творения" придворных переписчиков истории?… Что случилось, что спустя 40 лет царь
Всея Руси и все его подданные вместе взятые напрочь забыли о земле на которую распространялась царская власть русского самодержца? Как все было на самом деле? Как ,когда и главное что открыл Ермак?
Нет комментариев