,«Истава над Троном» может означать только абсолютное управление и контроль над творениями. Аллах сотворил мир творений и управляет им после акта творения. Поэтому в аяте после слов: «истава над Троном», – идёт: «Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует», – т. е. смысл «истава» – это «покрывает ночью день», т. е. управляет этим миром.
И поэтому смысл «истава» – это абсолютный контроль и управление всем, что есть в этом мире.
И это единственный смысл, который ясен из этого аята, если его читать полностью, вдумываясь в него, соотнося с тем, о чём в нём сообщается, а не вырывая отдельные слова.
И поэтому нельзя говорить, что Аллах – Сущностью над Троном, поскольку Всевышний не описан категориями пространства и времени, и Возвышенность Аллаха не телесная, как у творений, а смысловая, так, как подобает Его величию, поэтому это никак не может быть пространственная возвышенность.
Правильное понимание возвышенности Аллаха
Есть два вида возвышенности: буквальная и смысловая.
Пример буквальной – это «Зейд над конём».
Пример смысловой – «Султан выше визиря».
Для того, что может занимать место, возможна возвышенность буквальная и смысловая. Для того, что не может занимать место и что не телесно, буквальная возвышенность также невозможна, возможна лишь возвышенность смысловая. Возвышенность Аллаха над Троном – смысловая.
Поэтому мы говорим, что Аллах описан возвышенностью (улув) на самом деле, но аллегорически толкуем слово «над», поскольку суть этого качества – описать Аллаха величием, а не придать Аллаху место.
Об Аллахе нельзя говорить: «внизу», – или: «под», – ни в буквальном значении, ни в переносном.
Великие учёные высказались по этому вопросу.
Имам аш-Шафии сказал: «Истава без образа, я верю в это без уподобления, и не вникаю в смысл, и сдерживаю себя от углубления в это»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев