Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости!
Наши
предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они
давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и
обучала малыша, подготавливая к жизни.
Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.
Люльку
младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и
приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его.
Погремушки
из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено
гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была
изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа
давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать
жизнь новому творению
Как только малыш появлялся на свет, его
верным спутником становилась "потешка", как называли игрушки наши
предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла
быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток
ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. К звуку в игрушке
относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в
полной гармонии с ее звуковыми повторами. Самым ярким примером такой
игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям
ласковую колыбельную песню, а покачивание - убаюкивание младенца.
Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая
помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить,
малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он
следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал
первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала
ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших
предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли
с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных
свистулек.
Медведь считался подателем доброй силы, добрым
вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев.
Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты
Кроме
развлечения игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа,
ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза.
Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный
мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в
игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного
персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести
зло малышу.
Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. Такую куклу бережно
хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не
прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и
внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры
приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Когда
ребенок проживает свое детство, играя, он растет, развивается и
взрослеет успешно. Эмоционально благополучная, «дружественная» игровая
среда - хорошее подспорье в воспитании малыша. Само рождение народной
игрушки подобно таинству, потому что никто не знает, как именно она
появилась впервые.
Среди старинных игрушек нет никчемных безделиц.
«Каждая,
даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение,
существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где
игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства».
Может
быть, все дело в интуиции, проявлению которой ничего не мешало, — ни
яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть,
люди, которые жили в постоянном соприкосновении с ПРИРОДОЙ, лучше
понимали и мир детской души?
Игрушки, которые рождались в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с
внучкой, на глазах братьев и сестер дарили детям радость общения, добрые
эмоции, открывали простор для развития фантазии и воображения, хранили и
передавали следующим поколениям семейные ценности, народные традиции. В
старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому
его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами. Девочка же станет
хозяйкой в доме, матерью - ей играть в куклы.
Раньше игрушки не были такими разнообразными, но зато какими они были мудрыми!
Игрушки
были точной копией взрослых орудий труда, это приводило к тому, что
детские игры были подражательны. Дети увлеченно «изображали» жизнь
взрослых, их повседневные заботы и радости.
Это, безусловно, облегчало вхождение ребенка в социальную жизнь.
С
5-6 лет дети сами создавали самодельные игрушки, которые поражают своим
разнообразием. Рано овладевали ребята инструментом, ножом и топором,
быстро перенимали приемы работы с разными материалами, получая ценный
опыт.
Изготовление игрушек было занятием семейным. Игрушки были
воплощением жизни, продолжением естественного существования. Делали их
то под протяжно распетую сказку, то под задорную частушку, по своему
содержанию перекликающимися с образом фигурок.
Для подрастающих
поколений эти сказки и песни, общение с самыми взрослыми были яркими
примерами доброты, а сами творцы игрушки первыми наставниками в жизни.
В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались
потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность
детей.
Игрушки наших предков развивали воображение, учили детей
анализировать, сравнивать, осмысливать явления, развивали творческие
возможности. Идеи, заложенные в игрушках, формировали первые моральные
представления.
В сюжетах народной игрушки использовались самые
обычные повседневные ситуации, которые близки и понятны ребенку,
необходимы в жизни, а потому вызывали интерес, активность самого ребенка
в освоении опыта.
Движение Жизни - мудрость предков, живших в гармонии с ПРИРОДОЙ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев