П. Казалета - Особняк Тенишевых.
История дома началась вскоре после основания Петербурга. Первым владельцем участка стал обер-экипажмейстер (отвечал за флотские экипажи. – В.А.) Леонтий Макушев, в 1713 году продавший его «обер-комиссару подполковнику Ивану Афанасьевичу Тормасову, который шесть лет спустя заявил, что «полаты и мазанки по даче чертежей строить буду».
Переселившись из Олонца, где заведовал местной верфью, Тормасов купил участок и стал служить в Адмиралтейств-коллегии. В 1727 году его назначили воеводой в Вологду, и, очевидно, тогда же у его владения появился новый хозяин – князь Петр Борисович Черкасский (ок. 1700 – 1768), происходивший из знатного черкесского рода. Княжна Мария Темрюковна Черкасская была второй женой Ивана Грозного, а отец князя Петра – стольником Петра Великого.
Сам князь карьеру начал на флоте, был участником крымского похода графа Миниха и отличился при взятии Бахчисарая. В чине генерал-майора командовал в 1744 – 1760 годах лейб-гвардии Конным полком, после чего два года состоял губернатором Москвы, где у него имелся настоящий дворец. В 1768 году Черкасский вышел в отставку, протестуя против позорного мира с Пруссией, заключенного Петром III для окончания Семилетней войны. В том году он уже не жил в своем столичном доме – им владел крупный английский купец Джон Томсон, успешно продававший обои с мануфактуры своего брата в Москве.
Всего тридцать лет минуло с времени постройки двухэтажного на подвалах каменного дома в девять окон по фасаду. Попадали в дом через парадные ворота, которые с набережной вели во двор. В подвалах находился склад для бочек английского эля, популярного в высшем обществе. Их привозили на судах из самой Англии наряду с другими традиционными товарами британского экспорта. В царствование Екатерины II английские торговые компании процветали, их члены богатели. В 1774 году в Петербурге действовало 57 английских фирм, в их числе «Томсон и Питерс».
В конце XVIII века домом по-прежнему владеет Томсон, только с именем Майкл. В доме насчитывается 28 покоев и он шире прежнего, ибо застроен проезд во двор. В корпусе по Галерной в 1803 году работает «Норграфов кофейный дом», тоже явно английский. Кофейни в моде.
Шесть лет спустя домохозяином назван немецкий купец Иоганн Блессиг, родом из Страсбурга, унаследовавший фирму отца «Киммель и Блессиг. Он, его вдова Эмилия и сыновья долго владели особняком, который в 1814 – 1816 годах перестроили в стиле классицизма. Одновременно Блессиг распорядился «вновь построить каменные флигели в 3 этажа, каменные сараи и конюшни в один этаж».
В 1865 году владелец сменился – им стал Эдуард Петрович Казалет (Cazalet), торговавший от фирмы «Виллиам Миллер и Ко.». Он был внуком английского негоцианта Ноя Казалета, основавшего в 1780-е годы торговую фирму «Крамп и Казалет». Сын Ноя Петр предпочел торговле пивоварение и в 1859 году стал хозяином Калинкинского пивоваренного завода, с временем крупнейшего в стране, выпускавшего в зеленых бутылках элитные сорта английского и баварского пива, а также меды. Завод существует доныне и носит имя Степана Разина.
Разбогатевший на пиве Эдуард Казалет получил звание потомственного почетного гражданина и поселился в самом центре столицы. Он сразу поручил архитектору В.Е. Стуккею (кстати, тоже англичанину) полностью перестроить приобретенный особняк в стиле необарокко, что и было исполнено за два года. Лицевой дом надстроили на этаж и перепланировали. Из богато украшенных интерьеров сохранились нарядная парадная лестница и два зала в бельэтаже – большая гостиная, оформленная кариатидами и лепными фигурными панно, и другая, украшенная деревянными панелями, резными пилястрами и мраморным камином. В 1873 году архитектор В.Ф. Эстеррейх пристроил к дому восточный флигель с двумя парадными помещениями, которые в 1910 году расширили театральным залом.
В 1872 году в проданном доме разместился Международный коммерческий банк, приспособивший часть помещений для канцелярских нужд. Он был открыт в 1863 году и занимался финансированием главным образом тяжелой промышленности и железных дорог. В 1899 году банк переехал в новое здание на Невском пр., 58, и дом на Английской набережной за 475 тыс. руб. выкупил пайщик банка князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843 – 1903) – крупный предприниматель и одаренный делец, наживший огромное состояние благодаря своим способностям.
Сын генерал-майора, этот «русский американец» получил высшее гуманитарное и техническое образование и уже в 26 лет обзавелся собственным заводом. Радея о развитии образования, князь много жертвовал, в частности, отпустил полтора миллиона рублей на создание в столице известного Тенишевского училища.
В начале 1901 года он подарил особняк своей второй жене Марии Клавдиевне (1867 – 1928) – молодой, красивой и образованной женщине, которая после смерти мужа переехала сюда с Английской наб., 14, и еще активнее занялась меценатством и возрождением народных промыслов. Для этого в Смоленской губернии в «идейном имении» Талашкине устроила мастерскую для обучения местных крестьян. Обладавшая художественным вкусом и способностями княгиня увлекалась искусством эмали и немало в нем преуспела, коллекционировала акварели и русскую старину.
По вечерам в ее доме ровно пять лет (1904 – 1909) собирались «Мюссаровские понедельники», которые охотно посещали члены этого благотворительного общества – петербургские художники и любители искусства. Посетители рисовали, слушали концерт и затем ужинали. Позднее в театральном зале Суворинское училище, открытое при одноименном театре, давало разнообразные представления.
В 1910 – 1911 годах гражданский инженер Л.Ф. Геллерт вместо сломанного поперечного дворового флигеля возвел четырехэтажный дом в стиле модерн с ателье для художников, которым, однако, мало кто воспользовался. В июле 1914 года особняк превратили в казарму и «на штучных итальянских паркетах, сделанных из розового дерева, перламутра и слоновой кости, очутилось 600 солдат». Большевики особняк национализировали и заняли под разные учреждения. Княгиня с дочерью в это время жила далеко – в Париже.
После войны в княжеский дом надолго вселился институт «Ленгражданпроект», проектировавший для всей страны города, жилые и гражданские объекты.
В 1990-х годах в доме Тенишевых работал Совет ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Парадные помещения второго этажа занимала администрация судостроительного объединения "Алмаз". В 2000-х годах особняк был отдан в долгосрочную аренду владельцу фирмы "Якутские алмазы" Роману Аркадьевичу Абрамовичу, проводилась реставрация парадных залов. В 2006 году дом Тенишевых у Абрамовича выкупило ОАО "Газпром", которое позже передало его под офисы футбольного клуба "Зенит". Сейчас здание принадлежит новому офису "Газпрома".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1