А начиналось всё с первых уроков.
Начинали учить плести лапти с самого раннего детства. До сих пор считается, что науку может усвоить только безгрешный младенец. Обучение в более старшем возрасте приведет к тому, что лапти будут «жидкими», то есть сплетенными неплотно.
Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести. Говорят, лапти плести учат, пока младенец, а там уж черт грешить заставит — наука не ляжет, лапти жидки будут»
Считалось, что после того как будет сплетен первый лапоть, его надо сжечь, а пепел развести в воде и выпить, закрепив таким образом знания.
Существовал целый ряд предписаний о времени сбора лыка. Считалось, что лыко надо заготавливать от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора еще мягкая. Если лыко не во времени заготовить, то «Бог беспременно накажет. Уж вот какой бы ты мастер ни был, а вот если не к сроку лыко-то взято, то уж лаптей весь год плести не будешь, и
что-нибудь с тобой случится. Были случаи, даже "обезручивали" мужики. Лыко после Троицы взяли, и вот как к нему прикоснулись, так руки-то и отнялися. Ничего делать не могли. Бог их наказал, что лыко не ко времени взяли
Так же существовал запрет дотрагиваться до инструмента мужчины женщинам. Считалось, что если женщина прикоснется к кочедыку, принадлежащему мужчине, инструмент обязательно причинит вред мастеру. Причину такого вредоносного действия видят в «ревности» инструмента: «Кочедык, он ведь своего мастера любит, знает его руку, прям вот ложится в нее. Вот если чужой кочедык возьмешь, то он такой же, как твой, а вот в руке не лежит, вот он как будто в ней вертится. Чужая рука для его. Он мастера хуже бабы ревнует. Мужику-то просто не удобен, а вот бабе — смерть». Бывали реальные случаи скоропостижные смерти женщин или пораненные и изуродованные руки мастеров. И все это проделки - кочедыка.
После смерти мастера, большинство инструментов передавались по наследству, только не кочедык, носители традиции верят в то, что он только для одного мастера делается, ему деньги приносит, его кормит и поит, а остальным он во вред.
Многие исполнители рассказывают, что после смерти родственника, который плел лапти, кочедык клали к нему в гроб, чтоб и на том свете лапоточки плел; в противном случае опасными становились и инструмент, и умерший мастер, который ходил во сне к родственнику и просил отдать кочедык. А, передавали кочедык так, его подлаживали в гроб любому мужчине и просили его передать мастеру. Вот так. Только после этого, мастер успокаивался на том свете и не тревожил больше родственников.
Колодка — значительно более безопасная вещь. Она представляет угрозу только в том случае, если в семье мастера есть незамужние девушки.
Считалось, что если лапотник случайно дотронется колодкой до незамужней девушки или женщины, то та останется старой девой, поскольку инструмент заберет себе ее пару: «Вот старались мастера колодочки-то особо при людях не носить, а то случаем дотронешься до девицы и корми ее потом всю жизнь, колодка у ее пару и заберет».
Рассматривая поверья, связанные с инструментом, нельзя не затронуть проблему получения мастерства. По имеющимся материалам, лапотник может получать свое мастерство от демонологического существа.
Так, чтобы плести лапти, отличающиеся особой прочностью, мастер должен был взять кочедык и отнести его на ночь в лес, где вместе с хлебом и табаком оставить на пне как дар лешему, который за подношение награждал мастера особым умением: «Вот все говорили про одного деда , что он потому тяжело умирал, что с лешим якшался. Вот он, чтоб, значит, лапти плести, свой кочедык по молодости в лес отнес, на пень поклал, ну, там, хлеб, табак поклал, значит, чтоб лешего угостить. И тот, говорят так, его кочедыком себе лапти за ночь сплел. А утром забрал дед кочедык и с тех пор лапти-то и плел необыкновенные. Они у него мягкие были и не рвались. Данный мотив характерен для быличек о наделении мастерством представителей многих профессий. Так, леший одаривает пастуха, охотника, плотника, бортника, музыканта; водяной — пасечника, рыбака и т.п. Не следует забывать и о необычайно распространенном мотиве быличек о лешем, который плетет или чинит лапоть в лунном свете. Нельзя отрицать, что данный сюжет мог оказать влияние на мотив наделения лешим человека мастерством лапотника.
Существуют нормативы, связанные с началом и завершением работы. Так, перед началом работы мастер должен перекреститься: «Лапти всегда перекрестившись плетут. Вот перед тем как сесть — крестятся. Говорят, если не креститься, лычки рваться будут.»
Открывать сезон плетения лаптей лучше всего в легкий день.
Самым удачным для этого считается вторник, который в данной традиции является безоговорочно удачным (об этом говорят все мастера). « Лапти, если много плетешь, лучше всего во вторник начинать плести. Самый удачный день, самый легкий. Руки и спина болеть не будут, лыко рваться не будет. Все сладится.
Некоторые ограничения существовали на плетение лаптей в четверг и пятницу. Так, считалось, что сплетенные в четверг лапти будут неноскими, потому что будут рваться при грозе: «Лапти, что в четверг плетутся, рвутся, если гром где. Так и знают, если лапоть порвался в грозу, его в четверг плели.
В четверг ничего плести не нужно, ни лапти, ни веревки, ни веники. Все при грозе ломаться будет. В пятницу не рекомендуется работать вечерами, так как мусор, оставшийся от работы, может вызвать гнев Параскевы — Пятницы: «В пятницу лапти плести с утра можно, а после обеда не нужно. Матушка Параскева обидится и накажет. Ей мусором глаза засыпет.
Она человека ослепить может. Или еще как наказать. Необходимо отметить, что мотив наказания Параскевой за мусор, засыпавший ей глаза, наиболее характерен для быличек о наказании нерадивых прях, которые не убирали мусор от кудели и тем прогневили святую.
Однако встречаются и другие работы, мусор от которых наносит увечье Параскеве — Пятнице например, некоторые виды столярных работ, пилка дров, беление печей и изб и т.д. Как видно из приведенного примера, плетение лаптей также входит в этот перечень.
Особую группу составляли приметы, связанные с календарными запретами на работу. Наиболее устойчивым является предписание не плести лапти на Святки. Считается, что нарушающий его человек рискует здоровьем приплода скота, который может родиться с определенными уродствами.
Завершение работы также предусматривало соблюдение особых правил. Так, если мастер не успевал доплести лапоть, и вынужден был оставить работу до следующего дня, то он закрещивал заготовку, лыко и инструменты. Считается, что если мастер забудет закрестить свою работу, то черт испортит лапти и сделает так, чтобы в них болели ноги: «Нечистый, он лаптей не любит, они ж крестиком все. Вот если мастер не закрестил лапти, то черт их за ночь все размотает и все лыко порвет. Черный лаптей боится, но если вот мастер не доплел лапоток и его не закрестил, то уж тут дух-то порезвится. Он эти лапти такими сделает, чтоб, значит, в них ноги все время болели, чтоб прям покоя не знали ноги.
Итак, лапотник должен соблюдать целый ряд предписаний, призванных обезопасить как его самого и его работу, так и окружающих людей.
В обычаях и обрядах, в которых, так или иначе, функционирует обувь ярко проявляет себя категория «свой — чужой» сопоставляя «дом – внешний мир». Именно обувь несёт на себе нечистоту другого, враждебно дому мира.
Эта негативная окраска очень хорошо видна в высказываниях типа: «В валенках не молятся», «В сапогах в Божий храм не ходят» и т.д. В тоже время обувь, непосредственно лапти, имела и обережную функцию. Именно этим объясняется использование лаптей в похоронном обряде.
«Лапти, они в крестик, они покойника защищают».
Спасибо что дочитали!
Нет комментариев