Образ Липенский, икона святителя Николая Чудотворца, иначе называемый Никола Липенский, была написана в 1294-м году новгородским мастером-богомазом Алексеем Петровым по указанию архиепископа Климента Новгородского при княжении Андрея Александровича. По повелению игумена Липенского монастыря Антония была поновлена в 1556-м году. В 1798-м году икону передали в Сковородский монастырь, где она пробыла до 1921-го года, когда она была утрачена для молитвы, будучи переданной в Новгородский музей. Ее дважды раскрывали для осмотра в 1921-м году и реставрации в 1928-1932-х годах. Во время второй мировой войны икону эвакуировали. Ныне она в Новгородском музее-заповеднике. Мастер икону писал на липовой доске. Состоит она из трёх частей, скреплённых тремя складными и двумя торцевыми шпонками. На иконе много темной олифы, неудалённой при раскрытии, что снижает интенсивность красок, отчего цвета кажутся темнее. Размер её 184 на 129 см. Художник продолжил традиции византийских мастеров комниновского периода, но показал через цвета и краски доброту святителя, готовому прийти на помощь просителю. Это также видно в разукрашивания в народном стиле вышивок облачения святителя, что показывает отход от византийских норм иконографии. На иконе поясное изображение Николая Чудотворца, который правой рукой благословляет и держит левой Евангелие. По сторонам ростовые фигуры Христа и Богородицы, которые вручают святителю Евангелие и омофор в память о событии, якобы приисшедшем на первом Никейском Соборе, когда собрание епископов лишило сана Николая Мирликийского за избиение еретика Ария, а император посадил его за это в темницу. Ночью к узнику явились Христос с Богородицей, вручив ему Евангелие и омофор. Фигуры святых на полях расположены по чину, сверху вниз. На верхнем поле: слева архангел Михаил и апостолы Пётр, Иоанн, Лука, Варфоломей, Иаков, Филипп, справа архангел Гавриил и апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон, Фома. Ниже на боковых полях святители и мученики, попарно, слева направо: Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ипатий, Кирилл и Афанасий Александрийские, Борис и Глеб, Георгий и Димитрий, Флор и Лавр. По углам нижнего поля поясные фигуры Космы и Дамиана. Одежды святых киноварные, изумрудно-зеленые, ярко-синие, лиловые, рыжевато-кирпичные. Надписи на полях сохранились частично. Лик и руки Николая Угодника выполнены светлой красновато-золотой охрой. Икона в целом выполнена живописным приемом, свойственным памятникам 12-13 веков, где просвечивает предварительный рисунок, сделанный темной краской, сквозь лежащую на ней охряную карнацию. Дополнительные тени накладывались сверху охряного тона. Лики Богоматери и особенно Христа с меньшей градацией цветов. Лики святых на полях выполнены очерченно, плоскостно. Фон и поля иконы золотые. Фелонь Николы выполнена в виде латинского облачения священника, колоколообразной формы. Его хитон напоминает княжеские или воинские облачения.
Память 9 / 22 мая. https://dneslov.org/липнон


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев