Патриоты России.
В словаре русского языка С.И.Ожегова даётся толкование слова «патриот».
Это человек, одушевлённый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Патриотизм — любовь к отчизне.
Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. Сегодня мы узнаем, какие тяжёлые испытания выпали народу России в начале XVII века, что происходило в стране после смерти Ивана Грозного.
Обратимся к тексту учебника ( с.87-89 ). Выберите из текста опорные слова.
Так почему начало XVII века называли тяжёлыми годами, то есть лихолетьем?
(Лихолетье — время смут, бедствий.)
Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.
Дополнительный материал
У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.
- Что такое ополчение?
Ополчение — это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
( - Кто возглавил патриотическое движение на Руси?
Русская православная церковь во главе с патриархом Гермогеном.
- К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин Постоять за родную землю (1611г.)
- Кто стал во главе собравшейся рати?
Полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
- Когда народное ополчение двинулось к Москве?
В марте 1612 года.)
Дополнительный материал
Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом:
- Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.
ВЫВОД: Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило Москву от врагов.
- Можно ли Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского назвать патриотами России?
Дополнительный материал
Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком.
В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля.
На могильном камне сделана надпись:
Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты,поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.
Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под
Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен
воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре
города Суздаля. В благодарность Минину и Пожарскому в
Москве на Красной площади был поставлен первый в истории
города двухскульптурный памятник.
Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу. Его был признан на конкурсе самым лучшим. Конкурс происходил через 200 лет после победы над поляками - в 1812 году. Начать работу скульптор не успел, так как началась война. Ушёл и в ополчение и сын Ивана Петровича - Алексей. Прошло 6 лет после окончания войны. Сын Мартоса не вернулся с войны. Погиб в плену у французов второй сын скульптора. Но убитый горем скульптор не оставил работы над памятником. Сначала памятник стоял перед торговыми рядами. Вскоре на Красной площади был открыт монумент, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей.
- Мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, так же проявили патриотизм.
( Работа с картой в учебнике на с. 92 - 93)
- Прочитайте названия народов, населяющих Сибирь.
( Эвенки, якуты, буряты, эвены, юкагиры, коряки, чукчи, ительмены.)
- Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории?
Об этом вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь-матушка!»
( Самостоятельная работа с текстом на с. 90-91 учебника.)
- Так чем занимались люди, населявшие эти территории?
- Кто такие землепроходцы?
(Землепроходцы — покорители новых земель.)
- Почему казаки отправились в Сибирь?
Вот как об этом сказано в стихотворении «Песня о Ермаке».
Автор Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
На крутом на красном бережочке
Собрались люди, вольные казаки,
Становились они во единый круг,
Крепко думу думали единую.
Говорил им Ермак Тимофеевич:
Ермак «Не пора ли убираться нам отсюдова:
На Волге жить — ворами слыть,
На Яик идти — переход велик,
В Казань идти — грозен царь стоит,
Грозен царь-государь Иван Васильевич.
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского?..»
Автор Вот пришли они на Иртыш-реку,
Под высокую гору Тобольскую,
Понаделали чучел соломенных,
Палки длинные в руки им всунули,
Напугали татар неразумных.
И тому татары дивилися,
Каковы русские люди крепкие,
Что ни единого убить не могут.
И тогда татары покорилися,
Приносили Ермаку свои подарочки,
Чернобурок многие сорока,
Соболиные шкуры десятками.
И поехал Ермак во столицу Москву
К государю Ивану Васильевичу.
Вопрошает его тут сам государь:
Иван IV «Я за службу твою благодарствую,
Чем дарить тебя, не надумаю».
Автор Снял он шубу с плеч соболиную,
Собственноручно Ермаку пожаловал
И послал его в ту сторону сибирскую.
Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте нашей страны.
Самая восточная точка России — мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова — Хабаровск.
История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII века они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. А началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.
Домашнее задание
1. Перечитать текст на с. 87 — 91 учебника.
2. Выполнить задания в рабочей тетради.
Петр Великий.
— Почему Петра Первого прозвали Великим? Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра 1 превратилась в великую державу.
В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.
Прочитайте стр.94-98
1. Какой титул получил Петр I в истории России? (Великий.)
2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)
3. Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
4. Как назывался его полк? (Потешный.)
5. Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
6. Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)
7. Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.)
8. Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
9. Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первые газета, музей, библиотека.)
10. Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы.)
11. Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)
12. Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад.)
13. С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)
14. Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)
«Обсудим!» на с. 100 учебника.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 94— 100 учебника.
2. Выполнить задания рабочей тетради к этому параграфу.
Дополнительный материал
«Я в учении нуждаюсь и в учителях»
Петр I стал царем в 1682 г., когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя — боярами и дворянами — постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания...
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — такие слова вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
...В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.
При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур — промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Петербург.
Потешные полки
Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр — слишком юным, поэтому государственными делами управляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.
Петр был любознательным, одаренным и деятельным Мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 г. в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь формировал потешные полки. В 1686 г. в числе «потешных» солдат оказался и сын конюха А.Д. Меншиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.
Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, потешные полки — в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.
«Морским судам быть!»
Царя Петра всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, делали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился. А «дедушка русского флота» - неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, — жив и по сей день хранится в музее.
Математика Доли.
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
Закрепление. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.
- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)
Работа по учебнику стр.104
Домашнее задание: стр105 № 2, 3, 4,5,6.
Русский язык.
Стр.116№247,248.
Музыка. « О России петь ,что стремиться в храм»
Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.
Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Пресвятая Богородица.
- О ком эти слова?
К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.
- Знакомы ли мы с произведениями композиторов, художников посвященных Пресвятой Богородице? (нет)
- Значит, какая стоит перед нами задача на уроке?
Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.
Найдите и послушайте песню-молитву Ф. Шуберт «Ave Maria».
- Какие чувства передал австрийский композитор?
- Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная мелодия, распевы)
- Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного. «Ave Maria» написал австрийский композитор Франц Шуберт.
Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя.
Ф. Шуберт сочинил свою песню Аве Мария в 1825 году.
В русских изданиях песни утвердился перевод А.Плещеева:
Ave Maria! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю...
К тебе, заступнице святой,
С утеса мрачного взываю...
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли...
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Ave Maria!
Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем.
Взгляни на нас!
Ты сновидений зловещий рой отгонишь прочь,
Прольешь в сердца успокоенье,
И быстро пронесется ночь...
Ave Maria!
Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила...
Не ты ли, благости полна,
Гонимых, нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!
М.О. Песня Шуберта, вызвавшая восторг любителей музыки уже при своем рождении, ничуть не потеряла в своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила миллионы сердец. Иметь возможность ее исполнять пожелали отнюдь не только вокалисты. На каких только инструментах не звучит эта чудная мелодия! И каким только обработкам и переложениям не подвергался текст этой песни!
"Ave Maria" Шуберта, безусловно, принадлежит к тем шедеврам, которые покоряют сердца слушателей при первом знакомстве с ними.
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть обращение Всепетая.
И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – «Богородице Дево, радуйся»
Найдите и послушайте «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова.
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения. Знаменитая “Ave, Maria”, которую мы с вами слушали – это та же молитва на латыни.
Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это, прежде всего, молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского.
Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского .
Вывод: музыка разных композиторов обращает нас с вами к главному образу – образу Матери, который будет воспеваться всегда.
Домашнее задание: нарисовать рисунок к мелодии.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев