1) Повод для беседы
Чудесный переход Господа Иисуса Христа через Геннисаретское озеро вызвал удивление народа. Народ искал Господа по пустыне, зная, что Он не поехал в лодке с учениками, и найдя Его уже на другой стороне озера, учащим в Капернаумской синагоге, с удивлением спрашивал Его, когда Он успел придти сюда. Оставив этот вопрос без ответа, Господь сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни.
2) Упрёк Господа иудеям
Начал Он эту беседу с того, что вместо ответа на заданный вопрос упрекнул иудеев за то, что они во всем – даже в следовании за Ним остаются рабами своей чувственности. Они ищут Христа не потому, что в совершенных Им чудесах почувствовали всемогущество и силу Божию, подающую им вечные блага, а потому, что чудом, накануне совершенным,
был удовлетворен их голод, как остальными чудесами прекращались другие страдания тела. Но никто из них не заботится об удовлетворении потребностей духа, ради чего, собственно, Христос и пришел на землю. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26) – этот упрек Господа направлен вообще и против всех тех, кто считает христианство ценным лишь постольку, поскольку оно
полезно для благоустройства временной нашей земной жизни. Старайтесь не о пище тленной», погибающей вместе с телом, «но о пище, возводящей в жизнь вечную», т.е. о такой пище, которая пребывает вечно, и вам послужит к жизни вечной. Эту пищу «даст вам Сын Человеческий», говорит дальше Господь.
3) Необходимость веры в Сына Божия Поняв, что Господь ждёт от них каких-то дел, но неясно каких именно, и возбуждаемые упреком, иудеи сказали Ему: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин.6:28),
На это Господь вместо множества дел, какие они считали необходимыми творить, с точки зрения закона Моисеева ради Бога, указывает им на одно только дело: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). Это – главное Богоугодное дело, без которого невозможна вообще Богоугодная жизнь, и из него, как из семени, может
вырасти и большее. Поняв, что Иисус «Посланником Божиим» называет Себя, иудеи отвечают, что для такой веры в Него, какую имели израильтяне в Бога и в Моисея, нужны доказательства. Как Моисею и народу в пустыне Бог посылал манну, так и теперь они хотят видеть от Него ещё большие чудеса.
4) Хлеб Жизни
На это Господь отвечает, что совершаемое теперь Богом через Него чудо куда важнее того, что было в пустыне. Он называет Себя хлебом истинным с небес, противопоставляя Себя призрачному хлебу, каким была манна. Господь прямо и решительно раскрывает им учение о Себе, как о «хлебе жизни», говоря, что этот Хлеб, сходящий с небес и дающий
жизнь миру, – Он Сам, что приходящий к Нему не будет алкать и верующий в Него не будет жаждать никогда. Со скорбью отмечает Господь, что иудеи не веруют в Него, но это не помешает осуществлению воли Отца Небесного через Него: все ищущие спасения через Него, «приходящие к Нему», станут наследниками основываемого Им Царства
Мессии, все они будут воскрешены Им в последний день и сподобятся жизни вечной.
5) Непонимание иудеями сказанного
Иудеи недоумевают на это и с ропотом пересуживают между собой, как Иисус может говорить, что Он сошел с неба, когда они знают Его земное происхождение. Господь объясняет им их ропот тем, что они не находятся в числе тех избранников Божиих, которых Бог Отец благодатною силою Своею привлекает к Себе. Без этого благодатного призвания нельзя уверовать в посланного Им на землю для спасения людей Сына Его –
Мессию. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет это избранничество Божие так: «Отец привлекает тех, которые имеют способность, по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает
только тех, которые способны и обнаруживают некоторое сходство с Ним». Научается как бы Самим Богом непосредственно тот, кто внимательно, с верою изучает Писание, ибо главный предмет Писания – Христос.
5) Иисус Христос как Агнец
«Я есмь хлеб жизни», говорит о Себе дальше Христос, «хлеб жизни», хлеб живой, а не бездушный, какой была манна. Манна питала только тело, а потому те, кто ее ели, умерли; хлеб же, сходящий с небес действительным образом, а не только видимым, как манна, таков, что кто будет есть Его, «не умрет», но «жив будет во веки». Этот хлеб, сшедший с
небес, Сам Господь Иисус Христос. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше, что этот хлеб есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира, имея ввиду предстоящую Ему крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества. Здесь, в связи с приближающимся праздником Пасхи, Господь учит о Себе, как об
истинном Агнце пасхальном, берущим на Себя грехи всего мира. Агнец пасхальный был только прообразом этого Агнца-Христа. Господь давал понять теперь своим слушателям, что время прообразов проходит, ибо явилась Сама Истина в Его лице: вкушение пасхального агнца заменится в Новом Завете вкушением Тела Христова, принесенного в жертву за грехи всего мира.
6) Повеление Божие о Причащении
Иудеи, поняв слова Господа буквально, пришли в недоумение и начали спорить между собой по поводу этих слов Господа: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52) И вот Христос, чтобы пресечь их спор, повторяет решительно и категорично: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53-54). Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости для вечного спасения причащения Его Тела и Крови.
При исходе евреев из Египта кровью закланного тогда агнца помазывались косяки и пороги жилищ еврейских в знамение спасения первенцев их от руки Ангела-истребителя (Исх. 12:7-13). На пасхальной вечери эта кровь агнца символически заменялась вином. Так как агнец пасхальный прообразовал Христа, как и избавление евреев из Египта было прообразом искупления мира, то в словах Христовых о необходимости для вечной жизни «есть Плоть Его и пить Крови Его» надо видеть замену ветхозаветного пасхального агнца плотью Христовою и символического вина при пасхальной вечери – кровью Христовой. Это – Новая Пасха, которую Господь пророчески предызображает в этой
беседе. Смысл этих слов Христовых, следовательно, тот, что кто хочет усвоить себе искупление, совершаемое Христом в крестной смерти Его, тот должен вкушать Его плоть и пить Его кровь: иначе он не будет участником этого искупления, не будет иметь в себе жизни вечной, т.е. пребудет в отчуждении от Бога, что есть вечная смерть. Тело и кровь Господа, по Его словам, есть истинная пища и истинное питие, ибо только они сообщают человеку жизнь вечную. Это потому, что они дают вкушающему и пиющему самое тесное внутреннее общение со Христом, таинственное соединение с Ним. Недостаточно для спасения только веровать во Христа: надо слиться с Ним воедино, пребывать в Нем,
чтобы и Он пребывал в нас, а это и достигается через великое Таинство причащения Тела и Крови Его.
7) Ропот иудеев
Эти слова Господа были, однако, столь необычайны для слуха, что на этот раз не только враги Господа, но и несколько из учеников Его соблазнились, говоря: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин.6:60) Господь прочел их мысли и чувства и сказал: «Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (Ин.6:61-62) Здесь Господь имеет в виду то, как соблазнятся
они, когда увидят Его распинаемым на кресте. Дальше Господь поясняет, что слова Его нужно понимать духовно, а не грубо буквально, т.е. плоть Его не такая же пища, как мясо животных, служащее людям для утоления чувственного голода. Господь сказал им: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Плоть Христова, разобщенная с Его Духом, не могла бы животворить, но понятно, конечно, что в словах
Христовых, идет речь не о бездушной, безжизненной Его плоти, а о плоти, неразлучно соединенной с Его Божественным Духом.
8) Исповедание веры апостола Петра
Учение о святой Евхаристии было и будет всегда пробным камнем веры во Христа. Много есть людей, восторгающихся нравственным законом Христа, но не понимающих необходимости единения со Христом в этом великом таинстве. Между тем, без таинственного соединения со Христом, невозможно в жизни своей следовать и Его нравственному закону, ибо это выше естественных человеческих сил. Вот почему многие, как говорит Евангелие, после этой беседы отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Тогда Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Но в ответ Симон Петр, от лица, конечно, всех остальных Апостолов, произнес великое исповедание веры в Него: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:68-69). Это исповедание мы всегда произносим теперь, читая молитву пред причащением: «Верую, Господи, и
исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго...» В ответ на это исповедание Господь сказал, однако, что не все 12 так веруют, что один из
них – диавол, не в собственном смысле, а, как враг Христа и Его дела. Этим Господь сделал предостережение самому Иуде, зная, что тот замышлял предать Его. Руководимый в своем приближении к Иисусу, вероятно, только присущим многим в то время иудеям ожиданием земных благ и почестей от Мессии в виде могущественного царяосвободителя, Иуда был ли способен воспринять чистоту и самоотвержение
проповедуемого Христом учения? Оно могло представиться ему лишь неосуществимым, бесплодным мечтанием и устремило его в противоположную сторону, более свойственную его душе, погрязшей в житейских заботах.
Нет комментариев