В тридцатые годы в Иланском районе усиленными темпами развивается железнодорожный транспорт, появляются новые железнодорожные предприятия, проводятся большие капитальные и средние ремонты путей от станции Иланская до станции Тайшет. В первой половине 30-х годов в паровозном депо станции Иланская была запущена мощная электростанция.
В 1934 году, согласно Постановления Совнаркома СССР вместо ранее организованной транспортной кооперации на железной дороге создаются отделы рабочего снабжения. Такой отдел был создан и на станции Иланская.
В 1934 начинается строительство вагонного депо на станции Иланская. Начало данного строительства предполагалось с 1 апреля 1934 года на станции Зима, но по распоряжению управления дороги было перенесено на станцию Иланская.
В 1936 году была образована Иланская эксплуатационная жилищная контора (НЖЧ-3). Первым руководителем был утвержден Ховренков Михаил Прохорович. На станции Иланская появляются- вагонный участок, руководителем которого стал А.Б.Троицкий, вагоноремонтный пункт под руководство А.Б.Тримбицкого и пункт технического осмотра вагонов на станции Иланская.
За сравнительно небольшой срок железнодорожники проделали большую работу по технической реконструкции и повышению ее мощности.
В тридцатые годы на железных дорогах страны развертываются социалистические соревнования и ударничество. Развитию ударничества уделялось большое внимание. Развивалось оно и у нас в районе. На 1 января 1936 года в паровозном депо трудилось 60 стахановцев, к августу этого года количество стахановцев достигло 277 человек.
Широко были известны имена стахановцев- дежурного паровозного депо станции Иланская Геральда Адреевича Реймана, и диспетчера станции Иланская Ефимова.
Инициаторами в развертывании социалистического соревнования и организации ремонта паровоза по методу Лунина стали старшие машинисты Черкаев и Шайхулин.
Готовясь к 20 годовщине Великой социалистической революции был пущен эстафетный поезд «Москва-Владивосток». 20 октября 1936 он отправлялся со станции Клюквенная на станцию Иланская. «Вел его машинист-кривоносовец паровоза 732-77 Чухланцев, который, не смотря на задержку поезда в пути, в Иланскую прибыл с нагоном 55 минут. Вместо заданной технической скорости 35,9 километров в час выполнил - 45, 15. От станции Иланская до станции Тайшет паровоз 740-48 вел Петров Григорий. По расписанию движения поездов Петрову нужно было прибыть в Тайшет через 5 часов 24 минуты, а он этот путь сумел проследовать за 4 часа 5 минут, имея нагоны 79 минут. Таким образом эстафетный поезд на Иланском отделении был проведен с нагоном 134 минуты».
Газета «Красноярский рабочий» 5 мая 1937 года в статье «Множить ряды мастеров высокого промывочного движения» писала: «Блестящий почин иланского машиниста т. Белоусова - мастера высокого промывочного побега паровоза – нашел широкий отклик среди машинистов-кривоносовцев дороги. Довести пробег м шины до 15 тысяч километров и лишь потом поставить ее на промывку – таков девиз лучших машинистов дороги тт. Титова, Пирогова, Колмакова, Языкова, Шпанько, Коробач, Назаренко и многих других…В течение апреля иланское депо во многом улучшило использование паровозов. Уже более декады, как депо не имеет неподач паровозов, выдавая не только полную норму, но целиком обеспечивая потребности отделения движения. За эти последние 10-15 дней оборот иланских паровозов ускорился против нормы на 5-10 процентов, норма технической скорости выполняется на 105-1010 процентов…».
В 1937 году на Иланском отделении развернулась борьба за выполнение наркомовского графика.
За время подготовки к предмайской стахановской пятидневке, в течение пятидневки и в международный праздник 1 Мая в Иланском отделении появились новые стахановцы. Так, 27 апреля 1937 года Белоусов поставил паровоз № 732-77 на холодную промывку. Чередуясь со своим напарником Чухланцевым он следил за ремонтом машины. Краснознаменная бригада Акулича готовила паровоз и выпустила его на 50 часов раньше, чем полагалась по норме. Ремонт паровоза был выполнен с высоким качеством. Не отставал от Белоусова и Волосач. Со своим напарником Савельевым 28 апреля они поставили паровоз № 724-88 на промывку с безпромывочным пробегом 16056 километров. Машину почти не нужно было ремонтировать. Помощник машиниста Торношенский за ударную работу был премирован девять раз. Диспетчер Седов за дежурство 29 апреля пропустил все поезда строго по расписанию. За пятидневку мая многие машинисты депо станции Иланская водили поезда без опоздания. Особое мастерство вождения поездов показывали машинисты Белоусов и Чухланцев, Брылев, Ховрич Степан, Полещук, Решетень и Струков. Об этом писала газета «Красноярский рабочий» от 5 мая 1937 года.
Газета «Стахановец», орган издания парткома и месткома паровозного депо станции Иланская, 23 октября 1937 года напишет: «Стахановцы подъемочного цеха, на ряду с перевыполнением норм выработки, улучшают качество ремонта паровозов. В первую половину стахановского месячника, средняя выработка норм составляла у слесарей Романенко и Новикова 187 %, Музыкина и Жерновского 146 %, Деменкова и Третьякова 123 %. Их образцовая работа особенна видна была на паровозе 740-48, который после ремонта не имеет заезда в депо.»
Не отставали от стахановцев подъемочного цеха и работники механического цеха. Так, 21 октября 1937 года токарь Сильченко, смены бригады Плотникова, в течении трех часов выточил пять дышловых валиков. По норме на эту работу требовалось 13 часов. В это же день им произведено ряд других работ. Производительность его труда составила 683 %. Токарь Мокро выполнил норму на 460 %, токарь Чулков на 354 %, Костин - на 528%.
Многие слесаря комплексных бригад промывочного цеха перевыполняли норму более, чем в два раза. 20 октября слесарь-арматурщик А. Груднов, работающий в комплексной бригаде Беляева, отремонтировал 2 инжектора, затратив на это 5 часов, вместо нормы 11 часов. Слесаря этой же бригады Новиков и Мартьянов отремонтировали поршня и дышловой движение и заработали по 45 рублей каждый. Слесарь Орлов, работающий на ремонте точных приборов, за 21 октября 1937 года задание выполнил на 331 %. Слесарь Барковский, комплексной бригады Кубрака, выполнил норму на 200 процентов, а слесарь Хистяев на 262 процента. Об этих и других достижениях говорилось на страницах газеты «Стахановец».
Несмотря на тяжелое положение в стране, правительство считало нужным и морально и материально поддерживать отличившихся в труде рабочих и служащих. Ударникам в первую очередь ремонтировали квартиры, снабжали их топливом. В столовых организовывались столы ударников с дополнительным блюдом. Вне очереди они получали продукты и промтовары, в путевки на курорты, дома отдыха и в санатории.
В 1936 году Всероссийский центральный избирательный комитет (ВЦИК) СССР установил Всесоюзный День железнодорожника. В 1937 году иланцы отмечали свой профессиональный праздник. Героями праздника стали машинисты Белоусов и Чухланцев, пятнадцатитысячники Карабач, Титов, Савельев, Волосач, Назаренко, стахановцы Николай Зазыба и слесарь П.Беляев, инженер Н.Полендо, токари Силантьев, Цуников, Сильченко, диспетчер Илья Ефимов, смазчики Н.Артелов, А.Новиков, Н.Ефимченко.
В 1934 на станции Иланская открылась техническая библиотека. В клубе «Восстания рабочих» идут постановки по произведениям Н.Островского, А.Чехова, М.Горького, артисты «Синеблузники» выезжают в подшефные деревни, на линейные станции. В 1936 году Народный Комиссариат Путей Сообщения выделяет 500 тыс руб. на строительство каменного рабочего клуба на 700 человек. В 1937 году местный комитет паровозного депо начинает выпускать газету «Стахановец», тиражом 700 экземпляров.
1936 год вошел в историю нашего района как начало строительства многоэтажных домов на ст. Иланская, так «Иланский рабочий» 17 апреля 1936 года писал: «Иланский 1-й строительный участок с 14 апреля приступил к постройке 9 двухэтажных 8-ми квартирных домов, и 2-х четырех квартирных домов для рабочих железнодорожников станции Иланская и 1 дома для командного состава. Всего будет построено 12 домов. Строительство закончится к 1 ноября 1936 года».
С.П.Шарикова, директор
МКУ «Архив Иланского района»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев