Возможно, это произошло по молитвам отца Николая. Хотел бы заметить, что занимаясь до этого более 20-ти лет поиском непрестанной молитвы Иисусовой, я ни единого раза так и не почувствовал внутри себя чтобы молитва именем Иисуса становилась во мне самодвижной (впрочем к самодвижности молитвы я никогда не стремился не считая это духовно важным для себя), а вот молитва: «Богородице Дево, радуйся,» вдруг стала время от времени сама читаться внутри меня самодвижно (что стало для меня полной неожиданностью) уже на втором месяце практики этой молитвы.
…
Отец Николай, как он выразился: «подстроил под свои привычки» Богородичное правило Серафима Саровского.
Он не читал (как принято) после каждого десятка молитв: «Отче наш» и «Милосердия двери», но показал мне иную, неизменно требующую значительного напряжения души практику этой молитвы, которой я пользуюсь по сей день.
Читать молитву сейчас мне приходится, в основном, больше ночами. Тот у кого хватит терпения дочитать рассказ до конца, поймет почему в суете данная практика молитвы становится невозможной.
Всё началось с того что однажды, отец Николай, когда я случайно заговорил с ним о Богородичном правиле Серафима (кто знает, там читается 150 Богородичных молитв) уверенно и твердо сказал мне:
— Так как я читаю «Богородице Дево», ты не сможешь прочесть за день не то что 150 раз, но и ста молитв не прочтешь.
— Ну…! Не может быть! — эмоционально вскинулся я.
Повод для удивления у меня был. Ведь я был не новичок в молитве. Позади было 20 лет почти непрестанного упражнения в молитве Иисусовой, а тут 150: «Богородице Дево, радуйся,» в течении дня и только-то… но старец, к моему немалому удивлению, оказался на все сто процентов прав. Когда я (по его методу) впервые начал читать эту молитву, то я с немалым затруднением прошел первый десяток. То и дело стал застревать на втором десятке.
С большим трудом (потратив около двух часов) дошел до 40, и наконец, совершенно безнадежно застрял, так не дойдя в тот день даже и до 50 молитв.
Потом я просто сдался… поняв, что 150 молитв в день, по методу отца Николая, мне не одолеть, несмотря на всю мою прежнюю многолетнюю практику в молитве Иисусовой.
В чем заключался метод отца Николая?
Он заключался в том, что если во время чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» в уме возникали посторонние помыслы и ум не вникал (с вниманием) в КАЖДОЕ слово молитвы, то в этом случае, я не должен был засчитывать эту молитву; потому что такая рассеянная и оскверненная посторонними мыслями молитва, как выражался отец Николай, была: «невызревшей, непокрытой потом души».
К тому же, в первый день своей практики чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» по методу отца Николая, я не знал многое из того, что он открыл мне позже, а так как я не знал этого, то у меня не было стимула для того чтобы отнестись именно к этому способу чтения молитвы — более серьезно.
Когда на следующий день я пришел к отцу Николаю и сказал что я не могу читать молитву: «Богородице Дево, радуйся,» без посторонних мыслей и отвлечения, он ответил мне.
— Это потому что ты: не знаешь смысла этой молитвы, не знаешь что приносит эта молитва, не знаешь как должна действовать молитва и не знаешь для чего нужно засчитывать в счет только ту молитву, которая была произнесена без мешающих молитве помыслов и отвлечения ума на постороннее.
Признаюсь, мне было обидно слышать эти слова.
Я считал себя начитанным человеком и не настолько глупым, каким меня выставил в моих глазах отец Николай, но помня о его монашеском молитвенном стаже вдвое превышающем мой и его почтенный возраст я не подал виду что обиделся, а стал возражать.
— Молиться без мешающих мыслей вначале мне было тяжело, потом очень тяжело, а потом душа так утомляется что не может молиться чисто. Да и у святых я читал что мешающие помыслы может убрать только Бог, а сам человек не в силах с этим справиться.
Отец Николай испытующе посмотрел на меня.
— А почему ты думаешь что если ты не станешь изо дня в день и из года в год «проливать кровь» своей души на молитве, то Бог станет хранить тебя от мешающих молитве демонов?
Я мысленно прикусил губу. Знал ведь из писаний Святых Отцов что если молитва не утруждает душу и тело, то не приносит пользы. Но вот, почему-то забылось это во время того разговора.
— Если я буду принуждать себя молиться чисто, то помыслы уйдут?
— Да. Помыслы должны уйти совсем и молитва может стать самодвижной.
— «Богородице Дево, радуйся»? — удивился я.
— Да.
— В чем смысл этой молитвы, что она может дать и как она действует? Ведь в этой молитве, по видимому, нет никакого смысла, потому что в отличии от молитвы Иисусовой в ней не просится помилования и вообще ничего не просится.
— Эта молитва составлена не человеком. Действует она не так как ты думаешь. Эта молитва очищает душу и тело. Она способна спасти тебя и дает всю полноту Богообщения.
Я задумался.
— Это же слова из Евангелия, немного измененные для благозвучия. Их сказал архангел Гавриил когда явился Деве Марии сказать Ей что от Неё родится Спаситель мира. Как эти слова могут очистить мою душу и спасти в Вечности?
— А ты знаешь как действуют слова молитвы? — спросил меня отец Николай.
— Думаю, что правильно прочитанные слова молитвы доходят до того кому они читаются.
— Неправильно ты думаешь, — глаза отца Николая смотрели на меня жалостливо и с укором, — не только неправильно и гордо прочитанные наши молитвы доходят к Богу, но и вообще все что мы думаем и все что мы желаем, все что мы впускаем в свои чувства, все это непрестанно восходит к Богу. Всё… ты понимаешь? Совершенно всё и всегда. Даже неверующие, если хотят что-то, то все их желания восходят к Богу, Которого они отрицают и уже Бог потом Сам решает, чему из желаемого людьми дать исполниться, а чему нет.
Вот ты читаешь молитву: «Богородице Дево, радуйся,» а в твоей душе в это время посторонние помыслы. Не думай что это от тебя.
Ты ведь знаешь что на молитве все внимание должно быть погружено в смысл слов молитвы и что ты не должен отвлекаться. Но демоны, видя, что ты можешь очиститься молитвой, начинают осквернять молитву внушая пустые мысли.
Если же ты захочешь достичь чистой молитвы, то ты должен изо дня в день гнать из себя любые мысли что не относятся к словам молитвы. Если же ты отвлекся, то не засчитывай такую молитву: ни в молитвослове, ни на молитве Иисусовой, ни: «Богородице Дево, радуйся,». Не знаю я, захочешь ли ты читать её?
— Скорее всего нет, — честно сказал я. — Я привык к молитве Иисусовой, мне известен её смысл, а молитву: «Богородице Дево, радуйся,» читать так как вы говорите, это…, — я поморщился как от зубной боли, — мне будет это трудно.
На этом наш разговор остановился и мне показалось что мы теперь уже никогда более не вернемся к нему. И я, и отец Николай хорошо знали что в православии ничто никому и никогда не навязывается.
Сам молись как можешь и как научен, но настаивать на своей мысли, учить и наталкивать на что-то кого-либо другого помимо его желания, это категорически не приветствуется у православных.
Но в моей душе чувствовалась недосказанность, которую я не выдержал и спросил.
— А как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся,» если в ней нет никаких прошений?
— Ты ведь знаешь что Богородицу мы исповедуем выше всех херувимов и серафимов, выше всех ангелов, выше всех святых, вторую по чести — после Бога?
— Я это знаю, — ответил я.
— Умом знаешь, но сердце твое молчит.
«В чем-то отец прав», — честно подумал я про себя, но вслух ничего не сказал.
— Ты только представь Сергий, Божия Матерь, превыше всех Святых людей и превыше всех Ангелов, Она Матерь Бога, Царица людей и Царица Ангелов.
Я даже оторопел от того с каким сильным чувством эти слова были сказаны отцом Николаем.
Некоторое время мы молчали.
— И что может происходить когда я читаю: «Богородице Дево»? — спросил я, — если в этих словах нет никакого прошения?
— Глупая ты голова…, — отец Николай легонько постучал по моей голове, а потом крестообразно благословил её. — Произнося с вниманием, благоговением и смирением «Богородице Дево» ты сразу же, в тот же миг касаешься самого существа Матери Божией и получаешь благословение от Неё и от Бога за то что ты исповедуешь истину, что Она родила Бога.
Не думай, что когда ты читаешь молитву, что ты читаешь её один. Нет, в это время тебя видит Бог, видят все ангелы и видит великое множество демонов. Демоны, в отличии от тебя, видят что ты, произнеся только эти первые два слова «Богородице Дево» получаешь благословение и пользу душе, и от зависти не могут этого терпеть.
Тут они начинают мешать тебе и осквернять твою молитву, отвлекая твой ум на что угодно, но не на то чтобы душа твоя яснее услышала и другие слова молитвы. Они начинают насильно мешать твоей душе внимательно читать. В душу насильно начинают входить: пустые мысли, сонливость, отягощение, помрачение, жжение и тяжесть в теле.
Тут надо чтобы было терпение. Ты должен любой ценой стараться очистить свою молитву от пустых мыслей, от забвения и от всего что мешает. Ты должен бороться за чистую молитву до тех пор, пока внутри тебя её не станут произносить Ангелы Бога и Сам Бог.
— Разве это возможно?! — удивился я.
— Если будешь терпеливым, то это возможно, — с уверенностью ответил мне отец Николай. — Но имей ввиду. Тебе поначалу будет очень трудно читать: «Богородице Дево» без посторонних мыслей, потому что ты не знаешь силы этой молитвы и не знаешь как жестоко дьявол внутри тебя станет противиться тому что ты начнешь её читать.
Вот это-то и решило дело.
Как только я услышал что дьявол начнет противиться мне, так во мне сразу же проснулся азарт воина.
Дьявола я ненавидел и желание хоть в чем-то, но досадить ему – у меня всегда было сильным. В тот день я и решил всерьёз впервые попробовать молиться полным текстом: «Богородице Дево, радуйся», тем более, что живя в почти полной беспопечительности и уединении, я мог позволить себе тратить на свои молитвенные эксперименты сколь угодно много времени.
Но я тогда…. даже и отдаленно себе не представлял, через какой молитвенный ад мне предстояло пройти в ближайшие четыре с лишним месяца…
Помню как я спросил:
— А поскольку молитв надо мне читать в день? Как читать? И сколько времени читать?
Отец Николай подошел к своему столику-тумбочке, выдвинул ящичек, немного порылся в нем, достал белые деревянные четки (пятидесятку) с тёмными крестиками вместо больших бусин между десятками и протянул их мне.
— Вот, читай по пятьдесят пять молитв. Хоть на четку, хоть на крестик читай полный текст: «Богородице Дево». Если пройдешь с вниманием одну четку в день, то считай что для начала хорошо. Если будет получаться, то прибавь со временем еще одну четку. Стремись к 150. Если верить древнему преданию, то число 150 дала Сама Матерь Божия, чтобы люди читали так. Как читать ты теперь знаешь. Если демоны будут нагонять пустые мысли, забвение и сонливость, то ты не засчитывай косточку, даже если прочтешь сто раз, но помыслы отвлекутся. Бесы увидят что ты упорствуешь и потом уже они не станут тебе мешать, потому что чем больше они будут мешать, тем дольше ты будешь читать свою четку, а им это будет неприятно. Почитай хотя бы месяца два, чтобы ты мог понять что к чему, а потом, как захочешь, вернешься к молитве именем Иисуса. Иисусова молитва тоже сильна, но имя Иисуса, сокровенно присутствует и в молитве: «Богородице Дево».
— Как это, имя Божие присутствует в молитве: «Богородице Дево»? — удивился я, ведь имя «Иисус» там нет.
— Но там есть слова: «Господь», «плод чрева Твоего» и слово «Спаситель». Когда ты произносишь эти слова, то ты точно также как и в молитве Иисусовой, этими словами касаешься Самого Существа Сына Божия и получаешь от Него благословение.
— Я все понял, — ответил я отцу Николаю, и взяв четки спросил. — Может мне сотку в монастыре купить? Она удобнее будет.
— Нет, возразил отец Николай. Молитва эта так трудна, что тебе, может, придется дочитывать свои пятьдесят молитв только уже ночью, держа руку с четками под одеялом. Сотка под одеялом путается, а пятидесятка нет. А если дойдешь до ста пятидесяти, то сам увидишь, пятидесятка — удобнее для счета.
На этом мы с отцом Николаем расстались и я две недели не приходил к нему, читал молитву: «Богородице Дево, радуйся» пытаясь опытом понять механику этой молитвы.
Продолжение следует…


Нет комментариев