Материалы
От выбора бумаги, красок и кистей зависит больше половины результата.
• Краски. Для начала достаточно базовой палитры из 12 цветов. Важно выбирать акварель высокого качества, не пытаясь сэкономить.
• Кисти. Стартовый набор включает крупные, средние и мелкие, с мягким и жестким ворсом для размытых и четких мазков. Самый универсальный вариант – толстая беличья – справляется с тонкими контурами и покрытием больших участков.
• Бумага. Лучше выбирать самую плотную, зернистую, с проклейкой и оформленную в блокнот (исключает скатывание и размокание от влаги, избавляет от необходимости натягивать планшет).
• Дополнительно понадобятся: ластик, карандаши и палитры для смешивания.
Основы
Рисование акварелью идеально подходит для начинающих художников и быстро дает ощутимый прогресс. Главное понять основные принципы: тщательно планировать композицию, следить за количеством воды и цветом красок, для придания воздушности и прозрачности использовать меньше белой краски и больше цвета листа-основы. Важно соблюдать правильную раскладку инвентаря: холст – ровно перед собой, палитра – со стороны рабочей руки, емкость с водой – над палитрой, бумажное полотенце – в свободной руке.
Техники и приемы для начинающих
1. Освоение мазков – задача номер один для начинающего акварелиста. Основная сложность состоит в послойном нанесении.
2. Заливка – покрытие сплошным слоем в монохромном исполнении или со смешиванием оттенков, цветовыми переходами.
3. Лессировка – нанесение полупрозрачных слоев поверх друг друга для передачи глубины и реалистичности.
4. «По сырому» - рисование по предварительно смоченному кистью холсту.
5. «По сухому» - использование мокрой кисти и сухой бумаги.
6. Текстурирование – применение различных штампов, губок и любых подручных средств для получения оттисков.
7. Набрызг – разбрызгивание жесткой кистью для передачи красочной текстуры (падающий снег или листва, мерцание, фейерверк).
8. Сухая кисть – оставляет неровный след, оставляя блики и пробелы, придавая фактуру (кора деревьев, сухая трава, шерсть и волосы).
В большинстве случаев художники сочетают несколько техник в одном полотне.
Базовые упражнения
Первые несколько листов в блокнотах новичков выглядят всегда одинаково: вертикальные и горизонтальные полосы разной насыщенности с цветовыми переходами (размывки и штриховки). Научившись делать однотонную и фрагментарную размывки, можно переходить к простым изображениям вне сюжета и композиции – отдельные деревья, домики, геометрические фигуры. Для правильной передачи светотеней достаточно научиться трем переходам между цветами, от светлого к темному или наоборот. Вначале рекомендуют изображать как можно больше отдельных объектов, срисованных с натуры или по памяти.
Смешивание красок
Азы колористической теории вмещаются в нескольких предложениях. Существует две группы цветов: основные (чистые) и составные (полученные при смешивании). Те и другие называют хроматическими в противовес ахроматическим (оттенки серого, полученные от микса белого с черным). Благодаря разной степени насыщенности (разбавления водой) каждый оттенок дает спектр тонов от самого светлого до максимально темного. Существуют специальные таблицы смешения цветов, которые можно скачать онлайн или найти в учебниках по живописи.
Портрет
Портретная живопись требует знания пропорций человеческого лица. Можно понабивать руку, рисуя отдельные карандашные эскизы. Впоследствии будет проще выполнять быстрый набросок перед акварелью.
1. Нанесение разбавленного тона для придания цвета и объема лицу.
2. Наложение теней и темных зон.
3. Прорисовка деталей (нос, губы, глаза).
4. Тонировка волос.
5. Текстурирование волос (отдельные пряди, выбившиеся локоны, седина).
6. Финальная работа со светотенью.
Натюрморт
Еда и напитки, посуда и сервизы, цветы в вазах – основные предметы вдохновения натюрмортистов. Начинать лучше с одиночных – гамбургер, чашка кофе, букет ромашек, виноградная гроздь, арбузная долька. Самый сложный момент – реалистичная передача свойств материала (серебро, хрусталь, прозрачное стекло, дерево, ткань). Секрет удачного натюрморта – сочетание света и интенсивности цвета. Работа над тенями и освещенными участками плюс многослойное нанесение акварели придают рисунку 3D-эффект.
Как писать этюд
Развитию акварельной техники способствует регулярное рисование этюдов. Быстро выполненные наброски передают общие черты, настроение. Сначала делают схематичный набросок карандашом, затем колорирование в любой технике. Обычно пишут с натуры, выбрав понравившийся уголок природы, городской архитектуры, любой обрывок быта. Если предпочитаете заниматься творчеством дома, можно снимать пейзажи и использовать фото для вдохновения.
Ошибки новичков
Затирание бумаги до катышков нанесением большого количества слоев или воды.
• Растекание акварели из-за плохо высохшего предыдущего слоя.
• Неравномерный цвет заливки – пожалели воды или слишком медленно работали (краска успевала подсыхать).
• Использование неподходящей бумаги – получается сморщенный рисунок с разводами.
• Использование грязной воды после многократного смачивания кисточки дает грязный эффект на холсте.
• Сильное давление на карандаш при выполнении наброска не дает стереть контуры бесследно, ластик сильно портит верхний слой бумаги, краска ложится неровно.
Акварельное творчество может стать основой для дальнейшей работы с гуашью, акрилом, маслом.
Нет комментариев