На этом фото — жена и младший сын "врага народа". Сделано оно в Ленинграде, через семь месяцев после ареста главы семьи. Юра (так зовут мальчика с этого фото) ученик 5-го класса 210-й школы на Невском проспекте, во время Ленинградской блокады на воротах, ведущих во двор этой школы, появится знаменитая надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Через два месяца он закончит пятый класс с похвальной грамотой и они с матерью (Еленой Ивановной) уедут в Саратовскую область. Жили они там страшно бедствуя, даже не подозревая, что Николай Иванович (глава семьи) здесь, за этими высокими стенами Саратовкой тюрьмы с колючей проволокой наверху - в нескольких минутах ходьбы от дома. Елена Ивановна полтора года с методичностью обреченного посылала передачи для Николая Ивановича в Бутырскую тюрьму гор.Москвы, где их охотно принимали.
Писатель Марк Поповский в своей книге пишет, что «выглядела жена Вавилова до крайности истощенной, одета была нищенски,[...] в начале этой зимы Елену Ивановну вызвали в «серый дом» – Саратовское управление НКВД. Шла она туда с едва скрываемым ужасом: ей казалось, что власти готовятся арестовать сына Юру, которому не исполнилось еще и пятнадцати. О сыне работники госбезопасности не вспоминали, зато настойчиво выспрашивали, где и когда Елена Ивановна видела в последний раз своего мужа — академика Вавилова, что она о нем знает. О том, что Николай Иванович умер, о том, что находился он все эти месяцы здесь же в Саратове, ей так и не сказали.»
Николай Иванович Вавилов умер в саратовской тюрьме 26 января 1943 года. Место захоронения точно не известно. В акте о смерти сказано - "цинга,дистрофия,воспаление легких и упадок сердечной деятельности". На странице нашего сайта, посвященной академику Вавилову теперь доступны многие страницы из следственного дела, в том числе приговор ВК ВС СССР о применении к Н.И.Вавилову высшей меры - расстрела и справки о смерти (ранее не публиковавшейся).
https://bessmertnybarak.ru/Vavilov_Nikolay_Ivanovich/—x—x—x—x—x—x—x—x—x—x—
Мир сейчас переполнен злом, жаждой насилия, не боится убийств. Зло опасается обнаружения, оно прячется. Наш долг сделать его явным и тем уменьшить опасность повторений. За каждым именем в списке жертв репрессий стоит живая история. Назвать поименно каждого, вернуть не только имена, но и рассказать о жизни каждого — наша обязанность. Государственное «Жил-Был-Умер» Вавилов (все ведь когда то умирают) нас не устраивает, каждое преступление должно быть зафиксировано для будущих поколений. Любой может помочь нам в этом деле. Сохранить память о своих родных, приложить воспоминания, фотографии, документы, любые материалы о репрессированных.
#бессмертныйбарак #памятькричи
Комментарии 2