#Ярскому_району_95лет#Озеркинская_сельская_библиотека От ёроса - к району! 15 июля 1929 года в Удмуртии проводится районирование, замена уездно-волостной административно-территориальной структуры на районную. Был образован 21 ёрос, в том числе и Ярский. Почему ёрос? Тогда национальный состав Вотской (Удмуртской) области был такой: удмурты - 51,7%, русские - 44%, татары - 2,2%. Поэтому было принято решение районы назвать удмуртским словом - ёросы. (Отсюда ёросисполком – райисполком, ёроском – райком, ёросный - районный и др.) Кстати, в Марийской области районы назывались - кантонами, а в Якутии - улусами. Название ЯР ёрос получил от железнодорожной станции Яр, которая была открыта ос
15 июля 2024 года исполняется 95 лет со дня образования Ярского района. К юбилею нашего района мы начинаем публикацию серии постов. ФАМИЛИЯ (с латинского языка) - это семья. Среди удмуртов фамилии появились довольно поздно – в момент массового их крещения, которое началось 1740-е годы и продолжалось вплоть до конца 19 века. Первыми фамилии получили северные удмурты, проживавшие в Глазовском (куда входила и территория современного Ярского района) и Слободском уездах Вятской губернии. Первую группу составили фамилии, в основу которых легли дохристианские (языческие) имена отцов. Например, фамилия Каркин. Фамилия произошла от тюркского имени «Кара, Карка», заимствованного удмуртами, что з
#Мифы_и_легенды_родникового_края#Озеркинская_сельская_библиотека Когда-то давным-давно жил в причепецких землях удмурт Ягор со своей большой семьёй: с женою, с двумя сыновьями и тремя дочерьми. Жили дружно, землю пахали, хлеб сеяли. Сыновья Ягора, Беризь и Казанич, славились своей силой и добротой. Беризь был искусным кузнецом, плотником и резчиком по дереву и мог из любой деревяшки или куска металла смастерить какую-нибудь диковинку. А Казанич с малых лет любил играть на дудочке. И так он хорошо играл, что все слушали - наслушаться не могли. Заиграет Казанич грустную песню - все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую - все в пляс идут, удержаться не могут. А дочери Яго
У удмуртов довольно устойчиво сохранялись воззрения о реке как дороге, по которой уходят души предков. Расположение старых могильников (Вужшай) на берегах рек и речушек, положение умерших ногами к воде - это представления наших предков о путешествии на тот свет по воде, по реке смерти. Умерших обмывали водой не из колодца, пруда, родника, а из реки, причём воду брали по её течению. Например, упавшие ("умершие") ветви почитаемой берёзы, растущей у святилища - куала, в деревне Кыква Шарканского района также отправляли по реке. Палки, с помощью которых удмурты изгоняли из деревни чертей в ночь на Великий Четверг, бросали в реку, чтобы она унесла зловещий груз. Удмурты полагали, что река
#МыПомним#МыГордимся#ДеньПобеды День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина) На фото солдаты из деревни Озёрки: 1. Поздеев Иван Степанович (1 ряд, первый слева) со служивцами во время короткого затишья боевых действий. 2. Каркин Евстафий Афанасьевич. 3. Поздеев Пётр Васильевич. 4. Семакин Михаил Андреевич.
#История_родного_края#Озеркинская_сельская_библиотека По страницам "Азбуки деревни Озёрки"! Одними из первых организаторов колхоза «Новый труд» в 1930 году были Наумов Александр Никитич и Лопатин Степан Семёнович. Всем сходом выдвинули первого председателя Илью Константиновича Наумова. Председательствовал он два года. Мужик он был хозяйственным. Но не хватало ему грамоты. Передал он дела Ивану Васильевичу Наумову. С созданием колхоза стали поступать железные плуги, бороны и другая сельхозтехника. В пользовании колхоза находилось 1952 гектара земли. В 1931 году на полях колхоза появился первый трактор «Фордзон» Ярского МТС. Первым трактористом был Яков Иванович Наумов, позднее его смен
#Кылтэчы#Говорун#Озеркинская_сельская_библиотека Давным-давно жили у реки Камы древние удмурты. Они делали из глины (это самый доступный для лепки материал) маленьких кукол. И по сей день их называют "МУНЁ". МУ - это земля, а НЁ - это слово или часть слова, которого удмурты сегодня уже не знают. В современном удмуртском языке это древнее НЁ можно найти в словах НЁКАНЫ, что обозначает "мять, лепить". У-НЁ-НЁ - это слово, которое говорят, когда любят, ласкают малышей. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Кукла - посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской с
#История_родного_края#Озеркинская_сельская_библиотека Что такое детство? Это игры, считалки, дразнилки... А во время всевозможных игр на деревенской улице особенно доставалось капризным детям. Предлагаем вам два варианта одной и той же дразнилки из деревни Озёрки, широко бытовавшей в детской среде ещё во второй половине XX века. Куата-куата-куатали, Ӟимыр-купыр кенӟали. Куатапуйы - вень пысы. Кӧжы куртчем - пиньзэ чигем! Сэреге султэм - ӧвӧл тэрем! Куата-куата-куатали, Сизьым куко кенӟали. Куатапуйы - вень дурсы. Сэреге султэм - ӧвӧл тэрем! Пӧсь йӧл ӟузем - пӧсь потэм! Кӧжы куртчем - пиньзэ чигем! На снимке школьницы из Чабыровской школы. Слева направо: Семакина Маргарита Рафаиловна
#История_родного_края#Озеркинская_сельская_библиотека По страницам "Азбуки деревни Озёрки"! Каршур. Так называется небольшая речка, протекающая около бывшей деревни Кушман и впадающая в Чепцу рядом с легендарным Кушманским (Учкакарским) городищем (IX-XIII в.в.). Поэтому и неудивительно, что удмуртское название речки Каршур (кар + шур) с удмуртского языка переводится как "Городищенская река" или "Река, на берегу которой расположено городище". В данном случае городище - Учкакар. P.S. Тёзок нашей речки Каршур можно найти в Вавожском, Глазовском, Дебёсском, Шарканском районах нашей Удмуртии. На фото: 1-2. Каршур. 3-4. Своё русло речка Каршур прячет в глубоких оврагах, заросших лес
#Деревенские_зарисовки#Озеркинская_сельская_библиотека Пестросаес, муресазь, айшет, куинь сэрго дэра кышет... Сколько лет данным удмуртским национальным женским костюмам, не скажет никто! Может, лет 150, а, может, и больше!.. Но до сих пор они радуют наш взор своей непосредственностью, чистотой и яркими узорами. Кажется, что они таят в себе какую-то тайну или код, которые мы должны сохранить и передать нашим будущим поколениям... Известный советский писатель и этнограф Всеволод Лебедев так писал о национальном удмуртском костюме. "... Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нём песню, и эта песня осталась..." На фото: Женщины из деревни Озёрки в национальной од