23 июля 2022
Как некоторым известно, Венесуэла уже 10 лет находится в состоянии перманентного и глубочайшего общественно-экономического кризиса. Промышленность разваливается, народ из страны бежит (из мирной Венесуэлы с 2016 года выехало около 5 миллионов человек, не меньше, чем выехало из охваченной войной Сирии), будущее туманно. Господин президент Николас Мадуро, а так же его многочисленные поклонники (в том числе и в РФ) пытаются связать этот кризис исключительно с давлением североамериканского империализма. Это, мягко скажем, лукавство.
Потому что Венесуэла начала заваливаться на бок ещё при Чавесе, в 2012 году, когда не было никаких экстраординарных санкций со стороны США, а цена нефти держалась на высоте. И завал этот произошёл не по вине врагов и заговорщиков, а стал закономерным результатом тупикового развития реформистской модели «социализма 21 века».
Используя благоприятную конъюнктуру нефтяного рынка, чавистское правительство проводило похвальную, хотя и в длительной перспективе совершенно бессмысленную реформистскую политику «перераспределения благ» в сторону наиболее нуждающихся секторов венесуэльского общества, завоевав тем самым широкую популярность среди низов. Но, как нетрудно догадаться, популистская «раздача слонов» населению не могла длиться вечно – падение биржевых цен на «чёрное золото» (фактически единственный экспортный товар, производимый Боливарианской Республикой, являвшийся источником средств для всех социальных экспериментов правительства) постепенно привело к свёртыванию большинства социальных программ.
Общественно-экономическую ситуацию усугубили результаты бездарных мероприятий государственной администрации в области капиталистической национализации, за счёт чего целые сектора экономики (к примеру, электроэнергетика или тот же пресловутый нефтяной сектор) оказались на грани развала.
Свою роль безусловно сыграл и открытый саботаж проамерикански настроенных секторов крупной и средней буржуазии, по-прежнему сохраняющих за собой определённую экономическую силу. Дополнили ужасающую картину разложения «социализма XXI века» и экономические санкции североамериканского империализма, начало которым было положено в 2017 году, когда Венесуэла уже более 4 лет пребывала в состоянии коллапса.
Неудивителен тот факт, что, по мере углубления кризиса, всё более реакционный характер приобретали мероприятия самого мадуристского правительства. https://politsturm.com/o-situacii-v-venesuele Будучи буржуазно-реформистским прежде всего, оно, - что вполне логично, - откатывается всё дальше назад, отбирая у народа даже те крохи, которые были завоёваны им в эпоху Чавеса, перекладывая на плечи трудящихся все тяготы кризиса, распродавая родину тем, кто даёт большую цену. Причём делается всё это под помпезные крики о борьбе с империализмом и необходимости защиты национального суверенитета.
На каком-то этапе реакционные тенденции «боливарианского процесса» стали столь очевидны, что даже внутри Коммунистической Партии Венесуэлы люди наморщили лбы.
Компартия Венесуэлы – старая партия, на счету которой имеются как довольно сомнительные достижения (типа «критической» поддержки фашистского правительства Исайаса Медины в 40-х, когда партия находилась под сильнейшим влиянием браудеризма https://telegra.ph/Brauderizm-i-pravyj-kurs-kommunizma-06-04 ), так и героические страницы (участие в восстании 1958 и вооружённая борьба 1961-67 гг.). На всём протяжении правления Уго Чавеса КПВ неустанно поддерживала все его инициативы, за что подвергалась столь же неустанной критике со стороны всевозможных антиревизионистов. Потому как фактически КПВ превратилась в придаток социал-демократии (Единой Социалистической Партии Венесуэлы) и своей хвалебной риторикой содействовала обману масс, рассказывая байки о передовом устройстве «социализма 21 века https://politsturm.com/venesuela-krushenie-melkoburzhuaznoj-utopii».
Самым главным венесуэльским критиком КПВ слева была партия «Красное знамя», некогда сильная маоистская (а после 1977 года – ходжаистская) организация, умудрившаяся на почве ненависти к чавизму покинуть даже карликовый ходжаистский интернационал (CIPOML), потому что он слишком мягко критиковал Чавеса.
Когда Чавес помер, КПВ беспрекословно поддержала его сменщика Николаса Мадуро. Однако, наблюдая за тем, во что в реале превращается благословенный «социализм 21 века», КПВ потихонечку начала от этой восторженной поддержки отходить. Уже в 2017 году, когда пламя антиправительственного мятежа охватило даже бедняцкие кварталы (традиционную социальную базу чавизма), а мадуристы приступили к укрощению недовольных из левого крыла СЕПВ (т.н. «сектора мятежного чавизма»), со стороны КПВ начали раздаваться первые робкие сигналы в духе «Николас Угович, мы кажется не туда идём». Но так как у «социализма 21 века» была своя логика развития, противоречившая имевшимся у венесуэльских коммунистов фантазиям об «углублении революции», ситуация всё ухудшалась. А оппозиционность коммунистов правящей группировке, соответственно, росла.
Наконец, в рамках подготовки к выборам 2020 года, XVII пленум ЦК КПВ принимает решение о формировании независимого блока, берущего курс на революционное разрешение венесуэльского кризиса; блока «Народно-Революционной Альтернативы» (Alternativa Popular Revolucionaria), к которому на первом этапе присоединилось геваристское движение «Тупамаро» и левая социал-демократическая организация «Родина для Всех».
Тем самым КПВ, ранее выставлявшая своих кандидатов исключительно в рамках поддержки программы правящей ЕСПВ, публично обозначила курс на противостояние мадуристскому правительству.
Совершенно неудивительно, что само правительство тотчас же отреагировало на эту попытку КПВ подтвердить своё звание революционной партии. 19 августа, ровно через неделю после публичного рождения «Народно-революционной альтернативы», в штаб-квартиру КПВ в Пуэрто-Кабельо (штат Карабобо) заявилась делегация сотрудников Боливарианской национальной разведывательной службы (SEBIN), якобы в рамках «обычной проверки». Вполне логично, что КПВ в своём твиттере поставила риторический вопрос: «Речь идёт о запугивании со стороны исполнительной власти? У них ничего не получится!».
В тот же день Верховный Суд Венесуэлы приостановил функционирование руководящего политического совета ультралевой организации «Тупамаро». Но не просто приостановил, а назначил (!!!) специальный временный совет, разрешив ему использовать штаб-квартиру организации, символы и материальные ресурсы организации. В ответ на рейдерский захват со стороны правительства и подконтрольных ему людей, национальный секретарь организации (юридически, уже смещённый) Арес ди Фасио заявил что
«Сегодня произошла кража нашей партии (…) Они хотят перетащить нас на свою сторону, на сторону буржуазии, реформистов и проимпериалистических сил. Мы революционеры, мы будем противостоять олигархии, североамериканскому империализму и мощным реформистским секторам, которые осуществили эту кражу».
Укажу для справки, что «Тупамаро» является движением преимущественно городской молодёжи из бедных кварталов венесуэльских городов; учитывая подобный социальный состав, не нужно удивляться особому радикализму «тупамарос», которые в период 2013-17 гг. составляли бОльшую часть т.н. «коллективос», полувоенных формирований, осуществлявших борьбу с оппозиционными античавистскими выступлениями. С этим же социальным бэкграундом связано и то, что после смерти Чавеса «Тупамаро» тяготели к секторам «мятежного чавизма»; наиболее радикальной интерпретации оригинального наследия покойного команданте, которая всё больше и больше входила в противоречие с «официальным» чавизмом и политикой Мадуро. Вследствие этого, начиная с 2013 года ряды «Тупамаро» безостановочно редели из-за выхода ультралевых элементов, недовольных поддержкой организацией правительственных мероприятий, отнюдь не направленных на углубление революционного процесса.
21 августа 2020 аналогичное постановление Верховного Суда о смещении руководства получил секретариат третьей партии, вошедшей в «Народно-революционную альтернативу», партии «Родина для всех». Причём, опираясь на решение суда «умеренная» фракция, не желавшая идти на опасную конфронтацию с мадуризмом, развернула атаку на генерального секретаря Рафаэля Ускатеги, возглавляющего группу «радикалов», с целью раскола партии и отрыва её от нарождающегося революционного блока. И это, можно сказать, у них хорошо получилось, потому что фактически «Родина для всех» своё существование как единая партия прекратила и её правовой статус до сих пор непонятен.
Открытый наезд со стороны мадуризма на революционную оппозицию вызвал закономерное противодействие: ранее очень сдержанная по отношению к правительству КПВ перешла в информационное контрнаступление, обрушив на него достаточно резкую критику.
А вскоре эта критика зазвучала уже и на международном уровне.
В своём обращении http://www.solidnet.org/article/CP-of-Venezuela-Intervention-of-comrade-Oscar-Figuera-at-the-teleconference-of-Communist-and-Workers-Parties-of-the-International-Communist-Review-in-solidarity-with-PCV-and-the-Venezuelan-working-class-and-people на встрече представителей коммунистических и рабочих партий 9 октября 2020 года генеральный секретарь КПВ Оскар Фигера не только высказался о характере противоречий между коммунистами и венесуэльским правительством, но и прямо указал на капитулянтский курс администрации Николаса Мадуро, стремящейся найти выход из капиталистического кризиса за счёт уступок капиталу и усиления давления на трудящихся.
Кроме того, Фигера впервые публично сказал про то, что и так было многим очевидно – что американские санкции не являются первопричиной бедственного положения Венесуэлы.
Первопричина – в самом «социализме 21 века», который на самом деле просто-напросто является моделью зависимого от нефтедолларов капитализма.
Обращение Фигеро совпало по времени с презентацией в парламенте Николосом Мадуро «патриотического антиблокадного закона», направленного на расширение прав транснациональных корпораций и частного сектора, а так же предусматривающего возможность частичной приватизации госактивов по решению самого Мадуро.
Квалифицировав этот проект как «антиконституционный», как «капитуляцию перед буржуазией», КПВ призвала https://prensapcv.wordpress.com/2020/10/06/pronunciamiento-del-pcv-sobre-el-proyecto-de-ley-antibloqueo массы к сопротивлению его принятию, однако ничего у неё не получилось и проект был одобрен Национальной Ассамблеей, состоящей исключительно из членов Большого Патриотического Полюса, проправительственной коалиции, которую КПВ покинула.
Само собой разумеется, декабрьские выборы 2020 года, в которых кандидаты от НРА шли по спискам КПВ, столкнулись с масштабными репрессиями: аресты, нападения, увольнения и угрозы убийством кандидатов и активистов дополнялись цензурой в отношении блока как со стороны государственных, так и со стороны частных СМИ. Тем не менее, вопреки усилиям правительственных сил подавить «революционную оппозицию», НРА удалось завоевать около 170 тысяч голосов.
На региональных выборах в сентябре 2021 года ситуация повторилась с точностью, только теперь к цензуре и давлению добавились и манипуляции со стороны национальной избирательной комиссии, аннулировавшей ряд кандидатур от НРА. Что конечно не добавило симпатий к мадуризму со стороны входящих в блок организаций и их сторонников, которые уже открыто провозгласили себя «революционной оппозицией», противостоящей контрреволюционным тенденциям мадуризма.
А что сам-то Мадуро об этом думает? Нетрудно догадаться, Мадуро заводит разговоры об «империалистической агентуре».
Так, 23 января 2021 года, в речи, посвящённой годовщине восстания против диктатуры Переса Хименеса 1958 года, Николас Угович прямо сказал что «У нас есть некоторые раскольники, наносящие чавизму вред изнутри. Я предупреждаю: опасайтесь таких раскольников, называющих себя марксистами-ленинцами и утверждающих, что они бОльшие чависты чем сам Чавес. Будьте осторожны, потому что за ними видна рука американского империализма».
Через 2 дня Мадуро ещё раз пригрозил, что «мы в ЕСПВ решили» беспощадно разоблачать «раскольников», «совершающих преступление перед родиной и революцией» в своих попытках разделить венесуэльское революционное движение изнутри. В этом же контексте Мадуро, делая завуалированные ссылки на КПВ и её идеологическую линию, неоднократно именовал её «trasnochado» (приблизительный перевод «устаревший», «вышедший в тираж», «измождённый»), вдохнув новую жизнь в это прилагательное, которое активно использовалось в 60-е годы тираном Ромуло Бетанкуром для того, чтобы оскорблять ту же самую КПВ и прокубинские группы, вставшие на путь вооружённой борьбы.
При этом, что действительно смешно, «борцы с американским империализмом» из рядов мадуристского правительства, в своих попытках обуздать кризис зависимого капитализма, вполне спокойно и регулярно проводят душевные встречи с представителями такой мощнейшей бизнес-группы как Fedecamaras (Венесуэльская федерация торгово-промышленных палат), давно и очень тесно связанной с американским империализмом и с самого 1999 года активно участвовавшей во всех проектах, направленных на свержение боливарианского правительства. Сердечное взаимопонимание в отношениях доходит даже до того, что бывший президент Fedecamaras Хорхе Ройг в своём твиттере как-то выразил восторг насчёт «борьбы режима с Коммунистической Партией».
Что касается практической деятельности, то «болибуржуазия», идущая по пути сделок с крупным бизнесом и империалистами, уже давным-давно не замечает ни убийств профсоюзных активистов (44 задокументированных убийства за 5 лет), ни убийств собственно самих коммунистов (за те же 5 лет – шестеро убитых, причём последний случай произошёл в январе этого года), выступающих против беспредела мафии и связанных с властями бизнес-кругов. «Рабочий президент» Николас Мадуро, любящий где надо и не надо подчёркивать своё пролетарское происхождение, на практике использует против профсоюзов (особенно – во внутренних штатах, наиболее пострадавших от кризиса), не слишком восторженно встречающих инициативы правительства в области экономики, метод кнута (на пряники нет денег), поскольку аресты, принудительный роспуск профорганизаций и смещение неугодных профкомов давно уже стали доброй традицией Венесуэлы.
Соответственно, уже в феврале 2022 года, член Политбюро КПВ Педро Эуссе http://www.solidnet.org/article/CP-of-Venezuela-This-government-is-not-socialist-and-in-our-country-Socialism-has-never-been-achieved отвечая на вопрос «где же социализм в Венесуэле?» заявил:
«Нигде. Потому что это правительство не социалистическое, и в нашей стране социализм никогда не был достигнут, его строительство даже не начиналось. Правда, в официальной пропаганде штампы «социализм», «революция», «рабочее правительство» используется, но на самом деле экономическая и трудовая политика, особенно с 2018 г., имеют явно неолиберальную направленность, то есть навязывают тиранию «свободного рынка» и создают условия для получения максимальной капиталистической прибыли, стремясь снизить регулирующую роль государства в экономике, принося в жертву рабочих с уничтожением заработной платы, демонтажем коллективных договоров и крайней ненадежностью занятости, навязывая дикое дерегулирование и гибкость труда.
(…)
Хотя будет правдой сказать, что, проповедь ложного социализма началась не с этого правительства, а с президента Чавеса, когда он выдвинул ложный тезис о «социализме XXI века», заключающий в себе реформистские (нереволюционные) концепции и который основан не на классовой борьбе, типичной для марксистской теории, а на примирении классов, типичном для буржуазной социал-демократии».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев