Абу аль-‘Алия
Не было после сподвижников
человека, который знал бы
Коран лучше, чем Абу аль-‘Алия,
а за ним следовал Са‘ид ибн
Джубайр.
Абу Бакр ибн Дауд
Руфай‘ ибн Михран, носивший
кунью Абу аль-‘Алия,
принадлежал к числу наиболее
известных и выдающихся
мусульман, был прекрасным
чтецом Корана и знатоком
хадисов.
Он знал Книгу Аллаха и хадисы
Его Посланника (мир ему
и благословение Аллаха) лучше
многих последователей
сподвижников. Он лучше
многих понимал Великий
Коран, и ему удавалось
проникнуть в его глубины. Он
выделялся среди остальных
своим чрезвычайно глубоким
пониманием смысла
коранических аятов.
Давайте же расскажем о его
жизни с самого начала, ибо
жизнь его полна прекрасных
и удивительных эпизодов, и из
неё можно извлечь множество
важных уроков.
* * *
Руфай‘ ибн Михран родился
в Персии. Там он рос
и воспитывался. И когда
мусульмане начали
предпринимать походы на
персидские земли, чтобы
вывести жителей Персии из
мрака к свету, Руфай‘ оказался
в числе попавших в плен
юношей, попав в заботливые
руки мусульман
и отправившись вместе с ними
в их пропитанные благом
земли.
Очень скоро он и остальные
пленники познакомились
с возвышенностью и величием
ислама и у них появилась
возможность сравнить его со
своим идолопоклонством.
После этого они стали входить
в религию Аллаха толпами,
а потом принимались изучать
Книгу Аллаха и хадисы
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха).
* * *
Сам Руфай‘ рассказывал о том,
как он жил прежде и как стал
жить потом: «Я попал в плен
к мусульманам вместе
с несколькими
соплеменниками,
и невольниками мы прибыли
в Басру. Очень скоро мы
уверовали в Аллаха
и принялись заучивать Книгу
Аллаха. Некоторые из нас
платили хозяевам дань,
освобождавшую их от
прислуживания. А некоторые
прислуживали хозяевам. Я был
одним из таких. Мы
прочитывали Коран полностью
каждую ночь, и со временем
нам стало трудно делать это.
Тогда мы стали прочитывать
его полностью за две ночи, но
и это вскоре стало слишком
трудным для нас. Тогда мы
стали прочитывать его
полностью за три ночи, однако
и это вскоре стало для нас
трудным из-за той работы,
которую нам приходилось
выполнять днём, и бессонных
ночей. Встретившись
с несколькими сподвижниками
Посланника (мир ему
и благословение Аллаха), мы
пожаловались им на
трудности, с которыми было
сопряжено для нас ночное
чтение Корана. Они сказали:
“Прочитывайте его полностью
за неделю”. И мы последовали
их совету. Часть ночи мы
читали Коран, а остаток ночи
спали. И после этого ночное
чтение Корана перестало быть
для нас трудным».
* * *
Руфай‘ ибн Михран достался
одной женщине из племени
Тамим. Это была почтенная
и разумная женщина, очень
богобоязненная и глубоко
верующая.
Часть дня он исполнял её
поручения, а остальную часть
отдыхал. В свободное время
он выучился безупречно читать
и писать и приобрёл
некоторые религиозные
знания, при этом образцово
соблюдая права своей хозяйки
и исполняя свои обязанности
перед ней.
* * *
Однажды — дело было
в пятницу — Руфай‘ совершил
малое омовение наилучшим
образом, после чего
отпросился у хозяйки.
Та спросила:
— Куда ты собрался, Руфай‘?
Он ответил:
— Хочу пойти в мечеть.
Она спросила:
— В какую именно?
Он ответил:
— В ту, где проводятся
пятничные молитвы.
Она сказала:
— Пойдём вместе.
Они пошли вместе и вошли
в мечеть вместе с остальными
входящими. При этом Руфай‘
не знал, что собирается сделать
его хозяйка.
Стоило мечети наполниться,
а имаму — подняться на
минбар, как она, взяв Руфай‘а
за руку, сказала:
— Засвидетельствуйте,
о мусульмане, что я отпускаю
на волю этого моего раба,
стремясь к награде от Аллаха
и желая обрести Его прощение
и довольство. Поистине, никто
не имеет над ним власти,
кроме общепринятой.
Потом она посмотрела на
Руфай‘а и сказала:
— О Аллах! Сделай его моим
запасом для того дня,
в который не принесёт пользы
богатство и сыновья!
И после окончания молитвы
Руфай‘ пошёл своим путём,
а его бывшая хозяйка —
своим.
* * *
С тех пор Руфай‘ ибн Михран
стал часто наведываться
в мечеть Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)
в Медине. Ему посчастливилось
встретиться с Абу Бакром ас-
Сыддиком незадолго до его
кончины. Ему также довелось
общаться с повелителем
верующих ‘Умаром ибн аль-
Хаттабом, читать ему Коран
и совершать молитву под его
руководством.
* * *
Руфай‘, носивший кунью Абу
аль-‘Алия, усердно изучал не
только Книгу Аллаха, но
и хадисы Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха). Он
стал слушать хадисы от тех
последователей
сподвижников, с которыми он
встречался в Басре.
Однако очень скоро он
почувствовал, что желает
большего. И он стал ездить
в Медину время от времени,
чтобы услышать хадисы из уст
самих сподвижников, чтобы
в цепочке передатчиков между
ним и Посланником (мир ему
и благословение Аллаха) был
только один человек —
сподвижник.
Он слушал хадисы от
‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, Убайя
ибн Ка‘ба, Абу Айюба аль-
Ансари, Абу Хурайры,
‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса
и многих других.
* * *
Абу аль-‘Алия не ограничился
тем, что слушал хадисы от
передатчиков, живших
в пресветлой Медине. Он
использовал любую
возможность послушать
хадисы от разных
передатчиков, где бы он ни
оказывался. Стоило ему узнать
о каком-нибудь обладателе
знаний, как он тут же
отправлялся к нему, как бы
далеко он ни жил. Прибыв на
место, он первым делом
совершал молитву под
руководством этого человека.
И если Руфай‘ видел, что тот,
к кому он приехал, не
совершает молитву наилучшим
образом и не соблюдает её
право, то он отворачивался от
него и думал: «Поистине, тот,
кто пренебрежительно
относится к молитве, ко всему
остальному относится ещё
более пренебрежительно».
И он брал свой посох
и возвращался туда, откуда
прибыл.
* * *
Абу аль-‘Алия достиг таких
высот в знании, что превзошёл
всех своих сверстников.
Один из сподвижников
рассказывал: «Как-то раз
я видел, как Абу аль-‘Алия
совершал малое омовение
и при этом вода капала с его
лица и рук и каждый орган его
тела сиял чистотой.
Я поприветствовал его
и сказал: “Поистине, Аллах
любит кающихся и любит
очищающихся” . Он сказал
в ответ: “Брат мой,
очищающиеся — это не те, кто
очищается с помощью воды от
грязи. Это тот, кто очищается
с помощью богобоязненности
от грехов”. Я размышлял о том,
что он сказал, и понял, что он
прав, а я ошибся. И я сказал
ему: “Да воздаст тебе Аллах
благом, и да добавит Аллах
тебе знания и понимания!”»
* * *
Абу аль-‘Алия побуждал людей
к приобретению знаний. Он
давал им советы и указывал им
правильный путь получения
знаний. Он говорил:
— Приучайте себя
к приобретению знаний
и чаще задавайте вопросы,
чтобы обрести его. И знайте,
что знание не склоняет крылья
свои перед излишне
застенчивым и перед
высокомерным. Застенчивый
не спрашивает из-за своей
стеснительности.
А высокомерный не
спрашивает из-за своей
надменности.
Он побуждал искателей знания
изучать Коран и уделять ему
внимание и время, неуклонно
придерживаться того, что
в нём, и отворачиваться от
того, что говорят
приверженцы нововведений.
Он говорил:
— Изучайте Коран, а когда
изучите его, то не оставляйте
его. И следуйте прямым путём,
которым является ислам.
И остерегайтесь следовать
этим нововведениям, ибо
поистине, они сеют вражду
и ненависть между вами. Не
отклоняйтесь от того, чего
придерживались сподвижники
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха), пока
между ними не начался раскол.
Его слова пересказали аль-
Хасану аль-Басри, и он сказал:
— Абу аль-‘Алия дал вам
наставление, и, клянусь
Аллахом, он сказал вам правду!
* * *
Абу аль-‘Алия рассказывал
искателям знания и о том, как
лучше всего заучивать Коран.
Он говорил:
— Заучивайте Коран по пять
аятов, ибо так вам будет легче
запомнить их и вы лучше
поймёте их. Поистине,
Джибриль (мир ему), нисходя
к Пророку (мир ему
и благословение Аллаха),
передавал ему Коран по пять
аятов…
* * *
Абу аль-‘Алия был не просто
учителем. Он был ещё
и наставником. Он наполнял
умы своих учеников полезным
знанием и питал сердца их
благими наставлениями. Очень
часто он объединял знание
и наставление.
Так, он как-то сказал им:
— Поистине, Аллах постановил
в отношении Самого Себя, что
Он будет вести прямым путём
того, кто уверовал в Него. Это
подтверждают слова
Всевышнего: «А сердце того,
кто верует в Аллаха, Он ведёт
прямым путём» (64:11). И Его
достаточно тому, кто уповает
на Него. Это подтверждают
слова Всевышнего «И кто
уповает на Аллаха, тому
достаточно его» (65:3). И Он
вознаградит того, кто даёт Ему
заём. И это подтверждают
слова Всевышнего «Если кто-
либо одолжит Аллаху
прекрасный заём, то Он
увеличит его
многократно» (2:245). И Он
отвечает тому, кто взывает
к Нему с мольбой. Это
подтверждают слова
Всевышнего «Если Мои рабы
спросят тебя обо Мне, то ведь
Я близок и отвечаю на зов
взывающего, когда он взывает
ко Мне» (2:186).
* * *
Абу аль-‘Алия также говорил
своим ученикам:
— Будьте покорны Аллаху сами
и обращайтесь к покорным из-
за их покорности. И избегайте
ослушания и относитесь
к ослушникам враждебно из-за
их ослушания. А потом
оставляйте ослушников на суд
Аллаха, и если Он пожелает, то
подвергнет их мучениям,
а если пожелает, то простит им.
И когда услышите, как какой-
нибудь человек превозносится,
говоря: мол, поистине,
я люблю ради Аллаха,
ненавижу ради Аллаха,
предпочитаю вот это из
стремления к довольству
Аллаха и отворачиваюсь от
этого из страха перед Аллахом,
то не обращайте внимания на
его слова.
* * *
Абу аль-‘Алия был не только
деятельным учёным и не
только наставником,
указующим правильный путь.
Он ещё и усердствовал на пути
Аллаха, и часть своего времени
проводил на полях брани
вместе с остальными
сражающимися на пути Аллаха,
а также у границ исламского
государства, среди тех, кто нёс
дозор на пути Аллаха, охраняя
границы.
Он отправлялся с войсками
в разные области. Он сражался
с византийцами в Шаме
и с персами в Мавераннахре,
и он был первым, кто
прокричал азан в этих
областях.
* * *
Когда начались сражения
между ‘Али и Му‘авией (да
будет доволен Аллах ими
обоими), Абу аль-‘Алия занял
позицию, о которой сам
рассказывал: «Когда между
‘Али и Му‘авией произошло то,
что произошло, я был деятелен
и полон сил и любил сражение
больше студёной воды
в знойный день. Я взял своё
снаряжение и пришёл туда
и увидел два бесконечных
ряда. Когда с одной стороны
раздавался такбир, вторая
подхватывала, когда одно
войско восклицало: “Нет
божества, кроме Аллаха”,
второе подхватывало…
И я подумал: какое же из двух
войск я должен считать
неверующим и сражаться
с ним? И какое войско мне
следует считать верующим
и сражаться на его стороне?
И тогда я оставил их
и удалился».
* * *
Абу аль-‘Алия всю жизнь жалел
о том, что не имел
возможности встретиться
с Посланником (мир ему
и благословение Аллаха). Он
старался восполнить это
упущение, сближаясь
с благородными
сподвижниками, которые были
тесно связаны с Посланником
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха).
Он предпочитал их самому
себе и любил их, и они
предпочитали его себе
и любили его.
На это указывает и то, что как-
то раз Анас ибн Малик, слуга
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха),
подарил ему яблоко, которое
держал в руке. Он взял у него
это яблоко и стал вертеть его
в руках со словами:
— Яблоко, которого касалась
рука, касавшаяся руки
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)…
Яблоко, которого касалась
рука, которой посчастливилось
касаться руки Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)…
* * *
Однажды он зашёл
к ‘Абдаллаху ибн ‘Аббасу,
который тогда был
наместником ‘Али ибн Абу
Талиба в Басре.
‘Абдаллах ибн ‘Аббас принял
его очень радушно и усадил
его справа от себя. В это время
у него сидела группа
курайшитов, которые начали
подмигивать друг другу
и перешёптываться.
Они сказали друг другу:
— Вы видели, как Ибн ‘Аббас
усадил этого раба рядом
с собой?!
Ибн ‘Аббас понял, почему они
переглядываются, и,
повернувшись к ним, сказал:
— Поистине, знание добавляет
знатному почёта и возвышает
своего обладателя среди
людей и усаживает
невольников на трон…
* * *
В том же году Абу аль-‘Алия
собрался участвовать в походе
на пути Аллаха. Он подготовил
необходимое снаряжение, но
утром почувствовал сильную
боль в одной стопе. Боль
увеличивалась
и увеличивалась. Лекарь,
осмотрев его ногу, сказал:
— У тебя гангрена…
Он спросил:
— А что это такое?
Лекарь ответил:
— Это болезнь, которая,
поражая какой-нибудь орган,
поедает его. А потом
распространяется дальше, пока
не распространится на всё
тело.
Потом лекарь попросил у него
разрешения как можно скорее
отнять его больную стопу,
и Абу аль-‘Алия вынужден был
согласиться.
* * *
Лекарь принёс нож для
рассечения плоти и пилу для
распиливания кости, а потом
спросил:
— Хочешь ли ты, чтобы мы
дали тебе глоток
обезболивающего, чтобы ты
не чувствовал боль во время
операции?
Абу аль-‘Алия ответил:
— Есть нечто лучшее, чем это.
Лекарь спросил:
— Что же?
Он ответил:
— Приведите ко мне чтеца,
который хорошо читает Книгу
Аллаха, и пусть он читает мне
из ясных аятов то, что ему
нетрудно. И когда увидите, что
лицо моё покраснело, зрачки
расширились, а неподвижный
взор устремлён в небеса,
делайте со мной, что
пожелаете.
Они так и сделали и отняли ему
ступню.
Когда Абу аль-‘Алия пришёл
в себя, лекарь сказал ему:
— Ты как будто не
почувствовал боли во время
отсечения ноги…
Он ответил:
— Отвлекло меня счастье
любви к Аллаху и сладость
читаемых аятов Книги Аллаха
от боли, причиняемой пилой.
Потом он взял в руки свою
отсечённую ступню, посмотрел
на неё и сказал:
— Когда я встречу Господа
моего в Судный день, и Он
спросит меня, шёл ли я хоть
раз за эти сорок лет
к запретному с помощью этой
ноги и касался ли я ею чего-то
запретного, я отвечу: «Нет»,
и это будет правдой
с позволения Всевышнего
Аллаха.
* * *
Абу аль-‘Алия бы настолько
богобоязненным и так
тщательно готовился
к Судному дню и встрече
с Господом, что уже при жизни
приготовил для себя саван.
И раз в месяц он оборачивал
себя этим саваном, а потом
снова клал его на место.
И он составлял завещание
семнадцать раз, будучи
в здравом уме и твёрдой
памяти. При этом для каждого
завещания он назначал
определённый срок. По
истечении этого срока он
вновь возвращался к своему
завещанию и либо вносил
в него изменения, либо
заменял его новым, либо
оставлял его как есть.
В месяце шавваль 93 года
хиджры Абу аль-‘Алия покинул
этот бренный мир —
богобоязненный, убеждённый
в милости Аллаха
и стремящийся к встрече с Его
Пророком…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев