Суваб
(Абу Муслим аль-
Хауляни)
Абу Муслим поклонялся Аллаху
с таким усердием, что в конце
концов сам стал говорить:
«Если бы я даже увидел
воочию Рай или Ад, я не смог
бы делать больше».
‘Усман ибн Абу ‘Атика
Аравийский полуостров
облетела весть о том, что после
возвращения из хаджа,
который потом получил
название прощального,
Посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)
заболел и слёг. И шайтан стал
наущать аль-Асвада аль-‘Анси,
побуждая его вернуться
к неверию, после того как он
уверовал, и возвести ложь на
Аллаха. И он объявил своим
соплеменникам, что он пророк,
посланный Всевышним
Аллахом.
* * *
Аль-Асвад аль-‘Анси был
человеком очень сильным,
с могучим телом и чёрной
душой. Он просто излучал зло.
Во времена невежества он
занимался предсказаниями
и умело обманывал людей. При
этом он был красноречивым,
умел произносить цветистые
речи и изъясняться так, что ему
без труда удавалось играть
умами простых людей, умело
преподнося им свою ложь.
В то же время он склонял на
свою сторону и влиятельных
и знатных людей с помощью
подарков и подношений.
Перед людьми он появлялся
только в чёрном, закрыв лицо
чёрной тканью, намеренно
окружая себя ореолом
мрачной таинственности
и внушая людям
благоговейный страх.
* * *
Призыв аль-Асвада аль-‘Анси
распространился в Йемене
молниеносно. Ему помогли
в этом его последователи из
числа его соплеменников из
бану Мазхидж. В те времена
это племя было самым
многочисленным, влиятельным
и сильным в Йемене.
Помогла ему и его способность
самостоятельно придумывать
ложь, которую далеко не все
могли распознать. В этом ему
помогали самые умные
и хитрые из его
последователей.
Аль-Асвад утверждал, что
к нему приходит ангел
небесный, который приносит
ему Откровение и сокровенное
знание. Для того чтобы люди
поверили ему, он использовал
несколько путей.
Например, он рассылал
повсюду своих шпионов,
которые следили за людьми
и вызнавали их секреты,
раскрывая тайные, никому не
известные стороны их жизни.
И они старались узнать
о людях всё, что можно,
включая их боль и надежды.
Одновременно они побуждали
людей обращаться к аль-
Асваду за помощью. Стоило
человеку прийти к аль-Асваду,
как тот уже сообщал ему о том,
зачем тот пришёл и какие
трудности и беды привели его
к нему. Он демонстрировал
людям, что знает все их
секреты и ему хорошо
известно то, что они скрывают
в своих душах.
И он проделывал на их глазах
разные удивительные трюки,
которые приводили их
в изумление и казались им
чудесами, чем-то
сверхъестественным.
Очень быстро влияние его
усилилось, и он приобрёл
известность. У него появилось
множество последователей.
Собрав их, он пошёл сначала
на Сану, а потом и на другие
области Йемена и подмял их
под себя. Аль-Асваду удалось
подчинить себе все земли,
лежащие между Хадрамаутом
и Таифом и между Бахрейном
и Аденом.
* * *
Итак, аль-Асваду аль-‘Анси
покорилось множество людей
и под его властью оказалась
обширная территория. Он
жестоко преследовал всех, кто
осмеливался сказать ему слово
поперёк. Он расправлялся
с теми, кому Аллах даровал
твёрдую веру
и приверженность Его
истинной религии,
убеждённость в правдивости
благородного Пророка (мир
ему и благословение Аллаха)
и искреннюю преданность
Аллаху и Его Посланнику. Это
были люди, которые открыто,
не таясь, произносили слово
истины и противостояли
ложному. Аль-Асвад жестоко
преследовал их, подвергал
страшным мучениям
и безжалостно уничтожал.
Среди тех, кому довелось
испытать это на себе, был
и ‘Абдаллах ибн Суваб,
известный как Абу Муслим аль-
Хауляни.
* * *
Абу Муслим аль-Хауляни был
человеком, беззаветно
преданным своей религии,
обладателем непоколебимой
веры. С редкостным упорством
открыто говорил он правду. Он
был всей душой предан Аллаху,
отвернулся от мира этого с его
украшениями и был
равнодушен к мирским благам.
Он посвятил свою жизнь
покорности Аллаху и призыву
к Его религии, со спокойным
сердцем обменяв тленное на
вечное. И люди отвели этому
человеку почётное место
в своих душах, видя в нём
чистого и богобоязненного
человека, мольбы которого
обычно не оставались без
ответа.
* * *
Аль-Асвад аль-‘Анси хотел
уничтожить Абу Муслима,
чтобы внушить страх всем тем,
кто втайне или открыто
противостоял его призыву,
и нанести им сокрушительный
удар.
Он велел сложить кучу дров на
одной из площадей Саны
и развести огромное пламя. Он
велел людям собраться, чтобы
посмотреть на то, как он будет
«призывать к покаянию»
факиха Йемена — усердно
поклонявшегося Аллаху Абу
Муслима аль-Хауляни,
и побуждать его признать, что
он, аль-Асвад, является
пророком.
В назначенное время аль-
Асвад пришёл на площадь, где
уже полыхал огонь. Его
окружала стража
и командующие его войсками.
Он сел на огромный трон,
который поставили
специально для него напротив
огня. На глазах у собравшихся
к нему привели Абу Муслима
аль-Хауляни. Когда он предстал
перед аль-Асвадом, лживый
тиран бросил на него
надменный взгляд, потом
посмотрел на бушующее
прямо перед ним пламя, после
чего снова посмотрел на Абу
Муслима и сказал:
— Свидетельствуешь ли ты, что
Мухаммад — Посланник
Аллаха?
— Да. Я свидетельствую, что
он — раб Аллаха и Его
Посланник и что он —
господин посланников
и последний из пророков, —
ответил он.
Аль-Асвад нахмурился и сказал:
— А ты свидетельствуешь, что
я — посланник Аллаха?
Абу Муслим сказал:
— Поистине, я глуховат и не
слышу того, что ты говоришь…
Аль-Асвад сказал:
— Тогда я брошу тебя в этот
огонь!
Абу Муслим сказал:
— Если ты сделаешь это, то
с помощью этого огня,
растопкой для которого служат
дрова, я уберегусь от Огня,
растопкой для которого
являются люди и камни, а над
ним — ангелы, грубые,
сильные, они не ослушиваются
Аллаха в том, что Он повелел
им, и делают то, что им
велено…
Аль-Асвад сказал:
— Я не стану спешить и дам
тебе ещё одну возможность
хорошенько подумать.
И он снова спросил Абу
Муслима:
— Свидетельствуешь ли ты, что
Мухаммад — Посланник
Аллаха?
Он ответил:
— Да, я свидетельствую, что
он — раб Аллаха и Его
Посланник и что Аллах послал
его с религией верного
руководства и истины
и запечатал его посланием все
предыдущие послания.
Аль-Асвад разгневался ещё
сильнее и спросил:
— А свидетельствуешь ли ты,
что я — посланник Аллаха?
Абу Муслим сказал:
— Разве я не говорил тебе, что
я глуховат и не слышу эти твои
слова?!
Аль-Асвада окончательно
разъярил его решительный
ответ и его спокойствие
и невозмутимость.
Он уже собрался приказать
бросить Абу Муслима в огонь,
но один из его приближённых
подошёл к нему и шепнул
в ухо:
— Поистине, этот человек, как
тебе известно, обладает чистой
душой, и Аллах отвечает на его
мольбы. И поистине,
Всевышний Аллах никогда не
оставит без помощи
верующего, который остаётся
предан Ему даже в самые
трудные часы. И если ты
бросишь его в огонь и Аллах
спасёт его от этого огня, то ты
в одно мгновенье разрушишь
всё, что построил, и сам
подтолкнёшь людей к тому,
чтобы они перестали верить
в твою пророческую миссию.
А если он сгорит в огне, то
люди только больше полюбят
его и станут превозносить его
больше, чем прежде, считая
его мучеником. Лучше помилуй
его и отпусти, и изгони его из
своей земли, и тогда ты
избавишь от него нас и сам
сможешь отдохнуть от него.
Аль-Асвад послушал своего
приближённого и велел Абу
Муслиму немедленно покинуть
его земли.
* * *
Абу Муслим аль-Хауляни
отправился в Медину. Он
мечтал встретиться
с Посланником Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха). Он
уверовал в него, не видя его,
и теперь желал удостоиться
чести быть его сподвижником.
Однако когда он добрался до
окрестностей Медины, то узнал,
что Посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) уже
скончался и Абу Бакр ас-
Сыддик стал халифом
мусульман вместо него.
Абу Муслима глубоко
опечалила кончина
благородного Пророка (мир
ему и благословение Аллаха).
* * *
Прибыв в Медину, Абу Муслим
направился в мечеть
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха). Он
опустил верблюдицу на колени
и привязал её недалеко от
входа в мечеть, после чего
вошёл в мечеть и призвал
благословение на
Пророка (мир ему
и благословение Аллаха).
Потом он встал поближе
к одному из столбов мечети
и начал совершать молитву.
Когда он закончил молиться,
к нему подошёл ‘Умар ибн аль-
Хаттаб и спросил:
— Откуда ты?
Он ответил:
— Из Йемена.
‘Умар спросил:
— Как поживает ваш товарищ,
для которого враг Аллаха
развёл огонь, а потом Аллах
спас его от этого огня?
Абу Муслим ответил:
— С ним всё в порядке по
милости Аллаха.
‘Умар сказал:
— Заклинаю тебя Аллахом,
скажи, ты и есть тот человек?
Он ответил:
— Да.
‘Умар поцеловал его между
глаз и спросил:
— Знаешь ли ты, что сделал
Аллах с Его врагом и твоим
врагом?
— Нет, я ничего не знаю о нём
с тех пор, как покинул Йемен,
— ответил Абу Муслим.
‘Умар сказал:
— Аллах погубил его руками
уцелевших искренних
верующих и опрокинул его
царство и вернул его
последователей в лоно
религии Аллаха.
— Хвала Аллаху, Который не
забрал меня из этого мира,
пока не порадовал меня его
гибелью и возвращением
обманутых жителей Йемена
в ислам! — сказал он.
‘Умар сказал ему:
— И я восхваляю Аллаха,
Который показал мне
в общине Мухаммада (мир ему
и благословение Аллаха)
человека, с которым сделали
то же, что в своё время
сделали с халилем
Милостивого, нашим праотцом
Ибрахимом (мир ему).
С этими словами ‘Умар взял его
за руку и отвёл его к Абу Бакру.
Войдя к нему, Абу Муслим
поприветствовал его, назвав
его халифом, и присягнул ему.
Ас-Сыддик усадил его между
собой и ‘Умаром и вместе они
послушали его историю с аль-
Асвадом аль-‘Анси.
* * *
Некоторое время Абу Муслим
аль-Хауляни прожил
в пресветлой Медине, почти не
покидая мечеть Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха).
Он много раз молился в ар-
Рауде между минбаром
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) и его
могилой и постарался перенять
как можно больше знания
у таких сподвижников, как Абу
‘Убайда ибн аль-Джаррах, Абу
Зарр аль-Гифари, ‘Убада ибн ас-
Самит, Му‘аз ибн Джабаль
и ‘Ауф ибн Малик аль-Ашджа‘и.
Потом Абу Муслим решил
переселиться в Шам. Ему
хотелось находиться вблизи
границ, чтоб участвовать
вместе с остальными
мусульманами в походах
против византийцев
и получить награду за несение
дозора на пути Аллаха.
Когда халифом стал Му‘авия
ибн Абу Суфьян (да будет
доволен им Аллах), Абу Муслим
стал часто приходить к нему
и посещать его собрания. До
нас дошли рассказы, главными
героями которых были Абу
Муслим и Му‘авия. Эти рассказы
подтверждают, какое высокое
место занимали эти два
человека и сколь достойными
и благородными они были.
Однажды Абу Муслим зашёл
к Му‘авии и обнаружил, что тот
сидит в окружении людей,
среди которых были
государственные мужи,
командующие войсками
и другие влиятельные люди.
Видя, что они относятся
к Му‘авии с величайшим
почтением и возвеличивают
его как только могут, Абу
Муслим испугался за него
и обратился к нему со словами:
— Мир тебе, о аджир
верующих!
Люди повернулись к нему
и сказали:
— Амир верующих, о Абу
Муслим…
Но он не обратил на их слова
ни малейшего внимания
и снова сказал:
— Мир тебе, о аджир
верующих!
Люди опять сказали:
— Амир верующих, о Абу
Муслим…
Но он опять не обратил на их
слова ни малейшего внимания
и снова сказал:
— Мир тебе, о аджир
верующих!
Люди опять хотели поправить
его, но Му‘авия сказал:
— Оставьте его. Он лучше
знает, что говорит.
Абу Муслим подошёл к Му‘авии
и сказал:
— Поистине, после того, как
Аллах дал тебе власть над
людьми, ты подобен наёмному
работнику, которого наняли,
чтобы он пас овец, и обещали
ему награду при условии, что
он будет заботиться об овцах
и стеречь их, стараясь, чтобы
у них была хорошая шерсть
и много молока. Если он
выполнит эту работу согласно
договору, так что маленькие
овцы вырастут, истощённые
нагуляют жир, а больные
поправятся, то наниматель
даст ему обещанную плату
и даже добавит ему. А если он
не будет заботиться об овцах
и ухаживать за ними, так что
истощённые погибнут, жирные
исхудают, и их шерсть
и молоко пропадут, то
наниматель не даст ему
обещанную плату,
а разгневается на него
и накажет его… Выбери же для
души своей то, в чём благо
и награда для тебя.
Му‘авия, который всё это время
сидел, понурив голову, поднял
её и сказал:
— Да воздаст тебе Аллах
благом и от меня и от паствы,
о Абу Муслим. Мы знаем тебя
только как человека,
искреннего по отношению
к Аллаху и Его Посланнику и ко
всем мусульманам.
* * *
Абу Муслим однажды
присутствовал на пятничной
молитве в мечети Дамаска,
и повелитель верующих
Му‘авия произносил проповедь
и напомнил людям о том, что
он велел им прокопать новое
русло для реки Барада, чтобы
её вода очистилась.
Абу Муслим обратился к нему
из толпы:
— Вспомни, о Му‘авия, о том,
что ты сегодня-завтра умрёшь
и что дом твой — одна из
могил. И если ты придёшь туда
с чем-то, то и там у тебя будет
что-то, а если ты придёшь туда
с пустыми руками, то там у тебя
ничего не будет. И поистине,
я прошу Аллаха уберечь тебя,
о Му‘авия, от того, чтобы ты
считал, что правление
халифа — это рытьё рек
и собирание богатства.
Поистине, быть халифом —
значит трудиться во имя
истины и говорить
справедливо и искренне
и поступать с людьми так,
чтобы Всевышний Аллах был
доволен тобою… О Му‘авия,
поистине, мы не станем
обращать внимания на мутную
воду, если исток нашей реки
будет чист, и поистине, ты —
исток реки нашей. Прилагай же
усилия для того, чтобы
оставаться чистым… О Му‘авия,
поистине, если ты поступишь
несправедливо хотя бы
с одним человеком, то твоя
несправедливость по
отношению к нему уничтожит
всю твою справедливость.
Остерегайся же
несправедливости, ибо
поистине, несправедливость
обернётся густым мраком
в Судный день.
Когда Абу Муслим завершил
свою речь. Му‘авия спустился
с минбара, подошёл к нему
и сказал:
— Да помилует тебя Аллах,
о Абу Муслим. И да вознаградит
Он тебя наилучшим
вознаграждением.
* * *
В другой раз Му‘авия поднялся
на минбар и начал
произносить проповедь.
А к тому времени он уже два
месяца не выдавал людям то,
что им причиталось. Абу
Муслим обратился к нему со
словами:
— О Му‘авия, поистине, это
имущество принадлежит не
тебе и это не имущество твоих
родителей. По какому же праву
ты удерживаешь его от людей?
По лицу Му‘авии было видно,
что он разгневан, и люди
смотрели на него, желая
увидеть, что же он
предпримет.
Му‘авия жестом велел людям
оставаться на месте, после чего
спустился с минбара, совершил
малое омовение, вылил на
себя немного воды, после чего
вновь поднялся на минбар,
восхвалил Всевышнего Аллаха
должным образом и сказал:
— Поистине, Абу Муслим
упомянул о том, что это
имущество не принадлежит
мне и оно не принадлежало
моим родителям. Абу Муслим
сказал правду. И поистине,
я слышал, как Посланник
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)
говорил: «Гнев — от шайтана,
а шайтан сотворён из огня,
а вода тушит огонь. И когда
любой из вас гневается, пусть
он омоется». О люди!
Подойдите и возьмите то, что
вам причитается
с благословения Всевышнего
Аллаха.
* * *
Да воздаст Аллах Абу Муслиму
аль-Хауляни наилучшим
воздаянием! Поистине он был
уникальным примером
человека, открыто говорящим
правду.
И да будет доволен Аллах
Му‘авией ибн Абу Суфьяном,
который являл собой
прекрасный пример
возвращения к слову истины.
Блажен сказавший:
Перестаньте ругать их, как вам,
право, не совестно?
Для начала попробуйте им во
всём уподобиться…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев