Наставник
Я видел тебя, о Абу ‘Абд-ар-
Рахман, во сне. Ты молился
в Каабе, а Пророк (мир ему
и благословение Аллаха) стоял
у двери и говорил тебе: «Сними
свой головной платок и читай
ясно, о Тавус!»
Муджахид
Стоило только халифу
мусульман Сулейману ибн ‘Абд-
аль-Малику добраться до
Каабы и расположиться вблизи
от неё, претворив в жизнь
своё стремление к этому
великому месту, как он
повернулся к своему
привратнику и сказал:
— Разыщи для нас учёного,
который мог бы просветить
нас в вопросах религии
и обратиться к нам
с напоминанием в этот особый
день из дней Аллаха.
Слуга направился
к паломникам и сообщил им
о желании повелителя
верующих. Ему сказали:
— Вон Тавус ибн Кейсан,
господин факихов своего
времени и самый искренний из
них в своём призыве к Аллаху.
Иди к нему.
Слуга подошёл к Тавусу
и сказал:
— О шейх! Прими приглашение
повелителя верующих.
Тавус незамедлительно
отправился к халифу,
поскольку верил, что
проповедники не должны
упускать возможность
призвать людей к религии
Всевышнего Аллаха и им
следует использовать каждый
представляющийся случай. Он
знал, что наилучшее из слов —
слово истины, которое
произносится ради
исправления отклонений
у обладающих властью,
удержания их от
несправедливости
и притеснения и приближения
их к Всевышнему Аллаху.
* * *
Тавус последовал за слугой.
Войдя к повелителю
верующих, он
поприветствовал его, и халиф
ответил на его приветствие
ещё лучшим. Он оказал почёт
своему гостю и усадил его
рядом с собой. Потом он стал
задавать ему вопросы,
касающиеся обрядов хаджа,
и слушал его внимательно
и молча, демонстрируя
уважительное и почтительное
отношение к нему.
Тавус рассказывал:
— И когда я понял, что
повелитель верующих спросил
обо всём, о чём собирался
спросить, и больше вопросов
у него нет, я подумал: «Аллах
спросит тебя об этом
собрании, на котором ты
присутствовал, о Тавус!»
И я сказал: «О повелитель
верующих… Поистине, был на
краю колодца на дне Геенны
камень. Он падал в этот
колодец семьдесят лет и лишь
тогда достиг дна. Знаешь ли ты,
для кого приготовил Аллах этот
колодец из колодцев Геенны,
о повелитель верующих?» Он
ответил не раздумывая: «Нет».
А потом будто очнулся
и спросил: «Горе тебе, для кого
же Он приготовил его?!»
Я ответил: «Всевышний Аллах
приготовил его для того, кого
Он наделил властью, а он
поступал несправедливо».
Услышав это, Сулейман
задрожал так, что на
мгновенье мне даже
показалось, что душа его вот-
вот покинет тело. И он
заплакал, всхлипывая так, что
от его плача сердце
обливалось кровью. Я оставил
его и ушёл, а он всё повторял:
«Да воздаст тебе Аллах
благом!», «Да воздаст тебе
Аллах благом!»…
* * *
Когда халифом стал ‘Умар ибн
‘Абд-аль-‘Азиз, он послал
к Тавусу ибн Кейсану гонца
с просьбой: «Дай мне
наставление, о Абу ‘Абд-ар-
Рахман». Тавус написал ему
в ответ всего одну строчку:
«Если ты желаешь, чтобы все
твои деяния были благими,
бери себе в помощники благих
людей. Мир тебе».
Прочитав это послание, ‘Умар
сказал:
— Этого наставления
достаточно, этого наставления
достаточно!
* * *
Когда власть перешла
к Хишаму ибн ‘Абд-аль-Малику,
произошло немало историй,
главными героями которых
были халиф и Тавус.
Однажды Хишам отправился
совершать хадж. Добравшись
до Заповедной мечети, он
велел своим приближённым из
числа жителей Мекки:
— Поищите для нас человека
из числа сподвижников
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха).
Ему сказали:
— О повелитель верующих!
Поистине, сподвижники
покинули этот мир один за
другим, и теперь уж никого из
них не осталось…
Он сказал:
— Тогда кого-нибудь из их
последователей.
Они пришли к Тавусу ибн
Кейсану и пригласили его.
Войдя к нему, Тавус снял
сандалии у края его ковра,
затем поприветствовал его, не
называя его повелителем
верующих, и назвал его по
имени, а не по кунье, и сел,
прежде чем халиф разрешил
ему.
Хишам разгневался так, что это
стало заметно по его глазам,
потому что действия Тавуса
показались ему дерзостью
и попыткой унизить его
в присутствии его
собеседников
и приближённых. Однако он
тут же вспомнил, что
находится на святой земле.
Самообладание вернулось
к нему, и он спросил Тавуса:
— Что побудило тебя, о Тавус,
сделать то, что ты сделал?
Тавус спросил:
— Что же я сделал?!
Халифом снова овладел гнев,
и он сказал:
— Ты снял свои сандалии
у края моего ковра, и,
приветствуя меня, не назвал
меня повелителем верующих,
и ты назвал меня по имени
и не стал называть меня по
кунье, и ты сел, прежде чем
я разрешил тебе.
Тавус ответил с величайшим
спокойствием:
— Что до того, что я снял
сандалии у края твоего ковра,
то я снимаю их пред Господом
величия пять раз в день, и Он
не упрекает меня и не
гневается на меня за это. Что
же до твоих слов о том, что
я не назвал тебя повелителем
верующих, потому что
мусульмане недовольны твоим
правлением, и я побоялся
солгать, назвав тебя
повелителем верующих. Что
же до того, что я назвал тебя
по имени, а не по кунье, то
поистине, Всевышний Аллах
называл своих пророков по
именам, говоря: «О Дауд…
О Яхья… О ‘Иса…» А врагов
Своих Он называл по кунье: «Да
пропадут руки Абу Ляхаба и да
сгинет он» (111:1). Что же до
твоих слов о том, что я сел без
твоего разрешения, то
поистине, я слышал, как
повелитель верующих ‘Али ибн
Абу Талиб (да будет доволен
им Аллах) говорил: «Когда
пожелаешь взглянуть на
человека из числа обитателей
Огня, посмотри на сидящего
человека в окружении людей,
вставших пред ним». И мне не
хотелось оказаться этим
человеком из числа обитателей
Огня.
Хишам, устыдившись, вперил
взгляд в землю и сидел молча.
Наконец он поднял голову
и сказал:
— Дай мне наставление, о Абу
‘Абд-ар-Рахман.
Тавус сказал:
— Поистине, я слышал, как ‘Али
ибн Абу Талиб (да будет
доволен им Аллах) сказал:
«Поистине, в Геенне есть змеи
размером с огромные столбы
и скорпионы размером
с мулов. Они будут жалить
каждого пастыря, который
несправедливо относится
к своей пастве!»
С этими словами он поднялся
и вышел.
* * *
Тавус посещал некоторых
правителей, чтобы давать им
наставление и направлять их.
При этом он избегал
посещения других, выражая
таким образом своё
пренебрежение к ним
и упрекая их.
Его сын рассказывает
следующую историю.
«Однажды мы с отцом
отправились совершать хадж
из Йемена. Мы остановились
в одном из городов, которым
управлял Ибн Наджих. А он был
одним из самых скверных
наместников, наиболее дерзко
относящихся к истине
и наиболее глубоко
погрузившихся в ложное. Мы
зашли в городскую мечеть,
чтобы совершить
обязательную молитву.
Оказалось, что Ибн Наджих
узнал о прибытии моего отца
и пришёл в мечеть. Сев перед
моим отцом, он
поприветствовал его. Отец не
ответил ему и повернулся
к нему спиной. Тогда он
подошёл к нему справа
и заговорил с ним. Но отец
отвернулся. Тогда он подошёл
к нему слева и заговорил
с ним, но он снова отвернулся
от него.
Увидев это, я поднялся,
протянул ему руку,
поприветствовал его и сказал:
— Поистине, мой отец не знает
тебя…
Он возразил:
— Да нет, твой отец знает
меня… И именно поэтому он
сделал то, что ты видел.
Потом он ушёл, не говоря ни
слова… Когда мы вернулись
домой, мой отец посмотрел на
меня и сказал:
— Глупец! Ты говоришь об
этих людях скверное в их
отсутствие, а в их присутствии
говоришь с ними мягко
и послушно?! Разве это не
лицемерие?»
* * *
Тавус ибн Кейсан обращался со
своими наставлениями
к халифам и наместникам. Он
давал наставления всем, кто
просил его об этом.
‘Ата ибн Абу Рабах
рассказывал:
— Однажды Тавус ибн Кейсан
заметил за мной нечто такое,
что ему не понравилось, и он
сказал: «О ‘Ата! Остерегайся
обращаться с просьбами
к тому, кто закрывает дверь
перед твоим носом, отделился
от тебя с помощью своих
привратников… Проси у Того,
Кто распахнул перед тобой
Свои врата и велел тебе
обращаться к Нему и обещал
ответить тебе…»
* * *
Тавус говорил своему сыну:
— Сынок, общайся
с разумными, и тебя будут
считать одним из них, даже
если в действительности ты не
будешь таковым. И не проводи
время с невеждами, потому
что иначе тебя будут считать
одним из них, даже если на
самом деле ты не будешь
таковым. И знай, что у всего
есть цель. И цель человека —
совершенство его религии
и благонравия.
Его сын ‘Абдаллах вырос как
раз таким, каким и старался
воспитать его отец. Он перенял
от отца его благонравие
и пошёл по его стопам.
Однажды аббасидский халиф
Абу Джа‘фар аль-Мансур
пригласил к себе ‘Абдаллаха
и Малика ибн Анаса. Когда они
вошли к нему и сели, халиф
посмотрел на ‘Абдаллаха
и сказал:
— Расскажи нам что-нибудь из
того, что рассказывал тебе
твой отец.
‘Абдаллах сказал:
— Мой отец говорил мне, что
самому суровому наказанию
в Судный день подвергнется
человек, которого Всевышний
Аллах наделил властью, а он
допускал несправедливость
в своём правлении.
Малик ибн Анас рассказывал:
«Услышав эти его слова,
я плотнее запахнул на себе
одежду, опасаясь, что меня
забрызгают его кровью.
Однако Абу Джа‘фар некоторое
время молчал, а потом
благополучно отпустил нас».
* * *
Тавус дожил до ста лет или
даже перешагнул этот предел.
Однако старость не оказала
никакого влияния на ясность
его рассудка, остроту его ума
и присущую ему
сообразительность.
‘Абдаллах аш-Шами
рассказывает: «Как-то раз
я пришёл к Тавусу, чтобы
перенимать от него знания, но
я не знал, как он выглядит.
Я постучал в дверь, и ко мне
вышел старец.
Я поприветствовал его
и спросил: «Ты Тавус ибн
Кейсан?» Он ответил: «Нет,
я его сын». Я сказал: «Если ты
его сын, то вполне возможно,
что сам шейх уже одряхлел
и его постигло старческое
слабоумие… А ведь я приехал
к нему издалека, чтобы
получить пользу от его
знания». Он сказал: «Горе
тебе… Поистине, носители
Книги Аллаха не страдают от
старческого слабоумия. Зайди
к нему». И я зашёл к Тавусу,
поприветствовал его и сказал:
«Я пришёл к тебе, желая
получить от тебя
наставление…» Он ответил:
«Спрашивай и будь краток».
Я пообещал: «Я буду говорить
так кратко, как только смогу,
если будет на то воля Аллаха…»
Он спросил: «Хочешь, я соберу
для тебя лучшее из того, что
есть в Таурате (Тора), Забуре
(Псалтырь), Инджиле
(Евангелие) и Коране?»
Я ответил: «Хочу». Он сказал:
«Бойся Всевышнего Аллаха так,
чтобы ты ничего и никого не
боялся так, как Его. И пусть
надежда, которую ты
связываешь с Ним, будет
сильнее твоего страха перед
Ним. И желай людям того же,
чего желаешь самому себе».
* * *
В ночь десятого числа месяца
зу-ль-хиджжа 106 года хиджры
шейх-долгожитель Тавус ибн
Кейсан в сороковой раз за
свою жизнь покидал Арафат,
направляясь в Муздалифу.
Добравшись до Муздалифы
и остановившись на её
пречистых просторах, шейх
совершил закатную молитву-
магриб и вечернюю
молитву-‘иша, после чего
прилёг на землю, собираясь
немного отдохнуть. В эти
минуты к нему и пришла
смерть. Он встретил её вдали
от семьи и родины, занятый
приближением к Аллаху,
произносящим тальбию,
облачённым в ихрам,
освободившимся от своих
грехов и ставшим таким, каким
был он в тот день, когда мать
родила его, по милости Аллаха.
Когда настало утро и его
собрались похоронить, они не
смогли донести погребальные
носилки до места
погребения — столько народу
собралось, чтобы проститься
с ним. Тогда правитель Мекки
послал к ним стражников,
чтобы они отогнали людей от
погребальных носилок и шейха
могли наконец похоронить.
Погребальную молитву по нему
совершило огромное
количество людей — лишь
Аллаху известно, сколько точно
их было. Среди них был
и халиф мусульман Хишам ибн
‘Абд-аль-Малик.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев