Нужно ли юристу получать второе ИТ-образование?
В этой статье мы рассмотрим важную тему - необходимость получения знаний в области информационных технологий современными юристами. Статья оформлена в виде интервью: вопросы задаёт нейросеть, отвечает юрист в сфере информационного права.
Начнём с самого главного вопроса: насколько, по вашему мнению, востребованы сегодня цифровые навыки в юридической практике?
Цифровые навыки сегодня могут понадобиться любому юристу. Даже если компания, в которой работает юрист, маленькая и использует мало технологий, переход на сложные технологии может понадобиться в случае повышения законодательных требований к защите коммерческих данных, появления конкурентов с высокотехнологичными методами работы и созданием новых мест для удалённой работы сотрудников.
Вы отметили, что цифровые навыки могут понадобиться любому юристу. А какие конкретные ИТ-навыки, по вашему мнению, наиболее востребованы в юридической практике сегодня?
Это ёмкий вопрос, поэтому приведу несколько отдельных примеров. Для личного пользования в юридической практике важно уметь работать с:
- цифровой подписью;
- нейросетями для обработки большого количества многостраничных текстовых документов;
- платформами цифрового нотариата и дистанционного участия в судебных процессах;
- и другое.
В своей практике юристу нужно уметь правильно фиксировать цифровые доказательства для представления их в суде.
Для правового обеспечения бизнес-процессов нужен навык составления правовых инструкций по использованию технологий, нужно понимание технологических правил, по которым работает информационная система организации, важно представлять себе юридическое значение смарт-контрактов и использования криптовалюты. Углублённое знание ИТ также требуется юристу для участия в разработке правовых механизмов защиты информации.
Получается, что современному юристу нужно разбираться как в прикладных ИТ-инструментах, так и в более фундаментальных вещах. А как вы считаете: достаточно ли будет просто освоить эти навыки на курсах или юристу действительно необходимо получать полноценное второе высшее ИТ-образование?
Этот вопрос является основным для данного интервью. Разумеется, можно после юридического образования получать техническое, например, по автоматизированным системам или информационной безопасности. Но сейчас учебные заведения учитывают специфику современной юриспруденции и в своих учебных программах закладывают дисциплины из технической сферы. Технические науки преподаются будущим юристам в базовом объёме. Некоторые вузы рекламируют обучение своих студентов "цифровой юриспруденции" (условное название).
Для юристов, которые уже получили высшее образование, могут подойти независимые факультативы и краткие курсы по цифровой специфике оказания правовых услуг. То есть может быть полезно обучение на курсах дополнительного образования, участие в прогрессивных форумах, конференциях и самообучение по книгам или вебинарам.
Как вы считаете, есть ли существенная разница в качестве получаемых знаний между университетским образованием и короткими курсами?
Именно этот вопрос часто обсуждается: "Дают ли курсы полноценные знания?" Если юристу необходимо получить общее представление об информационных технологиях, которые применяются в его правовой нише, то вполне могут подойти курсы дополнительного образования, серийные вебинары и подобное.
Рассмотрим пример нецифрового прошлого, когда юристы устраивались в специфичные ниши строительства или медицины: таким специалистам приходилось узнавать много про строительные технологии или медицинские услуги, но при этом они не становились ни строителями, ни врачами. Так и в цифровой сфере: если юристу не требуется участвовать в разработке цифровых продуктов или мер цифровой безопасности, то ему не требуется полное образование в сфере ИТ. Следовательно, по необходимости можно повысить свою компетентность курсами дополнительного образования.
Как вы оцениваете экономическую целесообразность получения ИТ-образования для юристов? Окупятся ли затраты времени и денег на такое обучение?
В современном мире обучение по информационно-техническому направлению окупится в большинстве случаев. Такое повышение компетентности для практикующих юристов целесообразно по запросу: есть потребность в знаниях - следует обучаться, если нет - можно и подождать.
Для студентов сегодня важно искать вузы, включающие передовые практики оказания юридических услуг. Вскоре юристы перестанут делиться на обычных и "прокачанных по ИТ". Появятся полные и точные стандарты уровня знаний ИТ в юриспруденции разных специализаций.
В каких отраслях особенно востребован "прокачанный по ИТ" правовой специалист?
Учитывая интеграцию новых технологий во все сферы человеческой деятельности, ИТ-образование юриста будет востребовано во всех правовых направлениях. Глубина знаний ИТ ещё долго будет определяться параметром наличия или отсутствия в работе юриста функций разработки правовых мер обеспечения цифровых процессов. То есть уровень знаний зависит от деления юристов на пользователей информационных технологий и на участников разработки ИТ.
Действительно, разделение на пользователей и разработчиков - это важный аспект. Давайте подведём итоги нашего разговора. Какой подход вы бы порекомендовали коллегам, стоящим перед выбором получения знаний ИТ-специалиста?
Рекомендую максимально точно оценить ожидания от работы в будущей правовой нише, чтобы составить подробное представление о своих будущих функциях. Повторю: если юрист планирует принимать участие в разработке правовых мер обеспечения информационной безопасности или собирается обеспечивать деятельность компании-разработчика цифровых технологий, то, вероятно, потребуется полноценное образование в сфере ИТ, которое будет композитным способом формировать сферу знаний такого юриста.
Спасибо за исчерпывающий ответ!
Спасибо создателям нейросети за генерацию вопросов. Напомню, что разные направления технической сферы могут стать интересным хобби для любого специалиста. История знает много примеров военных и политиков, которые были неплохими художниками, музыкантами, поэтами, а теперь они могут быть, например, программистами или специалистами машинного обучения.
12 августа 2025 года.
На вопросы отвечал Демешин С.В. (руководитель проекта "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе").
Нет комментариев