В 1939 году Бартини направлен в закрытое конструкторское бюро ЦКБ-29. Там, почти в центре Москвы, он вместе с Туполевым и Королевым трудится над пикирующим бомбардировщиком ТУ-2.
В 1941 году в Омске было создано ОКБ Бартини, там разрабатывали проект реактивного самолета-перехватчика со стреловидным крылом, а затем — с треугольным крылом переменной стреловидности. Расчетная скорость немыслимая — 2200 км/ч!
КБ просуществовало недолго, до 1943-го. Но идеи этого скоростного самолета другие конструкторы воплотили в конце 1950-х в истребителях МИГ-21 и Су-9.
Под руководством итальянца Владимир Ермолаев создает на базе «Стали-7» дальний бомбардировщик Ер-2. Это первый (и единственный) самолет Бартини, вышедший в серийное производство: 462 экземпляра.
К началу войны были сформированы два полка, состоящие из этих бомбардировщиков. Только Ер-2 могли долететь до Берлина и вернуться. И они летали и бомбили нацистскую столицу — в августе и сентябре 41-го.
...У Бартини спросили, не жалко ли ему, что его самолет назван чужим именем. «Нет, — ответил он, — я благодарен Ермолаеву за то, что уделил внимание этому аппарату».
Вообще, говорят, по части имен он был не ревнив: считал, что самолет — творение всего коллектива, поэтому неэтично давать ему свою фамилию.
Очень странный инженер
В 1948 году Бартини попал в Таганрог. Здесь в ОКБ-86 (на территории завода имени Димитрова) он продолжил работу над транспортником Т-117 и лодкой-бомбардировщиком А-55. В подчинении у Роберта Людвиговича было 126 инженеров-зеков и несколько вольнонаемных сотрудников, среди которых была и та самая Валя, будущая жена…
Один из коллег так описывал его состояние в то время: «Бартини, углубленный в себя, сидел за кульманом и производил впечатление какой-то экзотической птицы в клетке».
Одежда на нем была неопрятная, однако, на шее — белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камнем.
Много, много странностей водилось за гением. Конструктор Сергей Ильюшин вспоминал: «Почему-то Бартини никогда не чувствовал голода, не ощущал времени, несмотря на то, что дома у него на столе всегда стояли еда и часы. Даже жажды не чувствовал. Как-то на работе упал в обморок. Прибывший врач определил, что организм обезвожен».
А вот что поражало его коллегу Михаила Гурьянова: «Роберт Людвигович сопромат не знал совершенно, узлы рассчитывали другие. Мы удивлялись: как это случилось, чтобы инженер — и без сопромата? И чертили другие: не умел он, инженер, чертить… Зато он видел будущий самолет — и целиком, и в малейших деталях. И рисовал их. Но как он видел!.. Как будто видел машину даже на всех этапах полета».
Во время работы в «шарашках» Бартини создает множество важнейших узлов и деталей, которые по сей день используются в авиастроении. По мнению специалистов, без его крыла двойной стреловидности не было бы американского «шаттла» и нашего «Бурана».
...Но его таганрогскому проекту, Т-117, тоже не повезло: практически готовый аппарат, способный перебрасывать на большие расстояния десант, машины и даже танки, отправили на металлолом.
Пройдет 10 лет, и чертежи Т-117 все-таки пригодятся Родине. Их использует Антонов в своем Ан-8.
В 1952 году Бартини переведут на работу в Новосибирск. Наконец в 1956 году его реабилитируют и восстановят в правах. И все равно не он выбирает, где жить и работать, по-прежнему решают за него. Его командируют в Люберцы.
Протекцию Бартини в это время оказывает сам маршал Жуков: его впечатлили рассказы о самолете с крылом переменной стреловидности, способном длительное время лететь быстрее скорости звука.
Еще один проект Роберта Бартини: Бе-1 — легкая амфибия. Первый полет совершил в 1964 году. Всего состоялось 15 полетов. Затем проект был закрыт.
Ему вручают Орден Ленина. Но конструктора мало волнуют награды… Роберт Людвигович возвращается в Таганрог. Это 1968 год. На территории КБ Бериева команда Бартини приступает к разработке вертикально взлетающей амфибии ВВА-14. Главная задача — охота на подводные лодки противника. Для этого аппарат должен уметь вертикально взлетать и садиться на воду и сушу и преодолевать на высокой скорости большие расстояния над водой.
В сентябре 1972-го амфибия ВВА-14 была готова. Когда один из двух опытных образцов взлетел над Таганрогом, на глазах Бартини, говорят, были слезы.
Таганрожцы, наблюдавшие полет, прозвали амфибию Змеем Горынычем: снизу аппарат выглядел точь-в-точь, как дракон из сказки. Огромный, трехголовый, величественный…
Нет комментариев