Мифологизация народа.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей
Читая балладу Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мед", откуда взяты эти строки, каждый невольно вздохнет о горькой судьбе "малюток-медоваров", принявших смерть, но не открывших заветный секрет изготовления верескового меда. Однако пикты – племя, населявшее когда-то Шотландию до скоттов, и которое эти самые скотты поглотили, став современными шотландцами – изображены у Стивенсона не совсем верно. Пикты, хоть и были ниже ростом своих соседей – бриттов и ирландцев, карликами вовсе не были. Не были и столь беззащитными, как их описывает поэма. Когда-то это был гордый и воинственный народ, против которого возводили укрепления далеко не робкие римляне. Но – обо всем по порядку.
Исторические пикты
Но не сомкнуть кольцо седых холмов,
И узок путь по лезвию дождя,
И не ищи - ты не найдешь следов,
Что Воин Вереска оставил, уходя.
И не ищи в морозной мгле следов,
Что Воин Вереска оставил, уходя.
Группа "Мельница", "Воин Вереска"
Начнем с имени. Одни ученые считают, что слово "пикт" (pict) происходит от латинского термина pictus, то есть "раскрашенный", отражая обычай пиктов покрывать свое тело татуировкой. Другие считают это самоназванием племени, указывая на то, что у соседних народов пиктов называли похожими словами. Впрочем, кельтское название пиктов тоже имеет сходное значение. Внешность пиктов тоже описывают по-разному. В большинстве римских описаний этого народа указывается, что пикты были низкорослыми и смуглыми, но, например, Тацит пишет о русоволосых и высоких обитателях Каледонии (видимо, в них преобладала кельтская кровь). В более поздних шотландских легендах пикты наделяются красными волосами. Возможно, пикты красили волосы или эта деталь просто указывает на сверхъестественное происхождение пиктов, ведь красный цвет у кельтов – символ потустороннего. Наконец, в самых последних преданиях пиктов наделили внешностью карликов из старинной сказки: ступнями такими большими, что, лежа, они могли укрываться ими как зонтом. О степени родства между пиктами и кельтами ведутся дискуссии. Ситуация осложняется тем, что тогда на территории Шотландии обитало несколько племен, и кого из них считать истинными пиктами – вопрос спорный. Некоторые считают пиктов ветвью кельтской семьи, однако отделившейся очень рано, вероятно в начале I тысячелетия до н. э. Их оппоненты обращают внимание на смуглый цвет кожи в римских описаниях пиктов и на их своеобразные язык и обычаи, считая это племя родственниками иберов. Третьи вообще смотрят на них, как ни исконных обитателей Шотландии в противовес пришельцам-кельтам, хотя и существует легенда, по которой пикты приплыли на остров по морю не так уж и давно…
К сожалению, мы знаем о пиктах слишком мало. У историков нет ни одного полного предложения, написанного на пиктском языке, хотя известно, что они пользовались кельтским огамическим шрифтом. Даже если принять гипотезу, что пикты не были по крови кельтами, то, во всяком случае, они находились под сильным влиянием кельтской культуры. Самый достоверный письменный источник, дошедший до нас, это списки пиктских королей. Из него мы узнаем интересный факт: престолонаследование у этого народа шло не по мужской, а по женской линии, то есть королю наследовал не сын, а брат. Возможно, это говорит об обычае многобрачия, когда у одной женщины имелось много мужей (о чем-то похожем писали римляне), хотя может быть это просто отголосок кельтского почитания богини-матери в качестве жены короля. Можно вспомнить королеву Мебд из ирландских легенд, носившую имя богини войны и имевшую много мужей, правда, не одновременно, а поочередно. А по гэльской легенде, у пиктов, приплывших из-за моря, не было женщин, и они взяли их у ирландцев, в качестве платы поклявшись, что наследование будет идти по женской линии.
Первые источники, из которых мы знаем о пиктах – это свидетельства римлян, столкнувшихся с этим народом во время своего завоевания Британии. Римляне описывают пиктов как диких варваров, бросавшихся в бой обнаженными и покрывавших свое тело таинственными узорами. Большинство ученых считает, что это было татуировка, но некоторые считают это всего лишь боевой раскраской. Для защиты от набегов пиктов и ирландцев-скоттов римляне возвели сначала Адрианов вал, а потом и вал Антонина. Несмотря на это, время от времени случались пиктские вылазки на позиции римлян, которые огрызались карательными операциями. Например, в 208 году император Септимий Север огнем и мечом опустошил Каледонию (область в Шотландии). А в 60-ых годах IV века пикты в военном походе дошли до самого Лондона. Но на рубеже IV-V веков римский генерал – Стилихон, вандал по происхождению – организовал дальний поход на территорию пиктов и одержал там несколько побед.
Когда римляне отступили, пикты продолжили свои набеги. Не отставали от них и ирландцы которые сумели создать свое королевство Дал Риада на юго-западе Шотландии. Кстати, именно из-за разбоя пиктов и скоттов легендарный король бриттов Вортигерн вызвал с континента наемников-саксов. Это решение оказалось роковым и вскоре (не считая периода побед великого короля Артура) англосаксы стали править львиной долей британской территории.
В дальнейшей истории взаимоотношений всех этих племен были войны, стычки и сражения, однако наибольшей славы пиктское королевство достигло при короле Энгусе, сыне Фергуса. После того, как в 729 году Энгус достиг трона страны пиктов, он через три вторгся в Дал Риаду и после десятилетних сражений захватил все земли скоттов. Затем Энгус обратил свой взор на бриттское королевство Стратклайд. Но покорить бриттов так же легко ему не удалось, и в 750 он потерпел первое поражение, а через шесть лет, в союзе с саксонской Нортумбрией, – второе. Но Дал Риада осталась под его властью…
Но всего через сто лет ситуация изменилась. С севера пришла новая сила – норманны-викинги, и бои между пиктами и северянами позволили королю скоттов Альпину бросить вызов своему соседу, однако он пал в одном из сражений. Но вскоре уже его сын, Кеннет Мак Альпин заключил союз с викингами и после кровопролитных боев к 850 году полностью завоевал пиктское королевство. Его власть над пиктами была столь сильна, что он даже перенес свою столицу на их земли. Следует отметить, что к этому времени оба народа уже приняли христианство, так что это не была война язычников.
Каким образом горной Дал Риаде, еще совсем недавно бывшей под властью пиктов, удалось, пусть и с грозными союзниками, покорить этот воинственное племя? По легенде, тут не обошлось без предательства, правда, летописцы расходятся во мнениях, какого именно. По одной версии, скотты пришли на общий совет, тайно вооружившись, и по знаку начали резню. Другие источники говорят, что предательство произошло во время общего пира. Скотты то ли просто напали на хмельных гостей, то ли вынули гвозди, поддерживающие пол и пикты провалились в подвал, где и были перебиты. Дальше происходят совсем уж удивительные вещи: скоттам удается не только подавить сопротивление, но и полностью растворить пиктов как народ. Точку в этом процессе поставил король Домналл I, объединивший в 858 году страну под одним законом. Татуировка была запрещена, язык и обычаи пиктов стали наречием и обычаями захватчиков, и сама страна стала называться Страной скоттов – Scotland, Шотландией. Пикты исчезли и можно лишь повторить слова Стивенсона:
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
Нам остались лишь резные камни да башни-брохи, в которых предки пиктов оборонялись от врагов.
Пару слов о скоттах
Почему переселенцы из Ирландии называли себя скоттами? Дело в том, что когда-то так называли себя все ирландцы в память о легендарной Скоте - дочери фараона, которая была дана в жены одному из прародителей ирландцев. Тогда Ирландию называли Великой Скоттией, а Шотландию – Малой, но потом это название осталась только за Шотландией.
Пикты в фольклоре.
Пикты позже были мифологизированы.
"Давным-давно был в этой стране народ, называемый пиктами. Были они людьми совсем крошечными, с красными волосами, длинными руками, а ступнями такими широкими, что, когда шел дождь, они могли задрать их поверх голов, и тогда они служили им как зонтики." ("Последний из пиктов" - предание, бытовавшее в графстве Галлоуэй, на юго-западе Шотландии, где, согласно традиции, этот загадочный народ обрел свое последнее пристанище).
Здесь мы видим как легенда о людях со ступнями-зонтами (их иногда называли скиаподами) переплелась с реальным народом. Красные волосы - тоже неслучайно, они в кельтской традиции имели отношение к потустороннему миру (см. например "Разрушение Дома Да Дерга").
Еще одна легенда - трау (троу) или тровы (trow, trowe) Шетландских и Оркнейских островов, также бытовавшая в Шотландии. Встречалось и написание draw. Самое интересное, исследователи считают, что более древняя форма этого слова – dtrow значит… "тролль"! Тут мы видим элементы уже скандинавской мифологии. Упоминается темная кожа трау (элемент, скорее всего связанный с реальными пиктами) и более светлые волосы. Обитают они под землей. Имеют связь с пауками – шетландцы называют паутину "сетью драу", а узор на брюшке паука-крестовика – "руной драу".
Святой, колдун и чудовище
Однажды креститель пиктов Святой Колумба, находясь около озера Лох-Несс, увидел, как жители этих мест готовятся к погребению человека, погибшего от укусов озерного дракона. Крестным знамением святой заставил чудовище удалиться в пучины. Но в 1899 одиозный черный маг Алистер Кроули вызывал там демонов, и вскоре начались первые свидетельства появлений монстра, названного Несси. Занятная получилась история – святой прогнал чудовище, а колдун выпустил.
Вересковый мед
Так что же такое этот легендарный вересковый мед? Надо сказать, это был не мед, а эль – Самуил Маршак, работая над стихотворением Стивенсона, перевел the heather ale более знакомым для русского уха словом "мед". Знатоки считают, что так называлось пиво из вересковых цветов. В 1986 году пивовар из Глазго объявил, что сумел расшифровать старинный рецепт и стал выпускать напиток под маркой "Вересковый эль".
Пикты литературные
"Я сотворил их сильными и воинственными варварами, для им славную, богатую событиями историю и великого короля – Брана Мак Морна."
Роберт Говард. Предисловие к циклу рассказов о пиктах
Да, пикты остались в мифах и легендах, но по-настоящему литературная жизнь пиктов началась со стихотворения Стивенсона "Вересковый мед". Эстафету продолжил Редьярд Киплинг в рассказах "На великой стене" и Крылатые шлемы" из цикла "Сказки Пака". Как и Стивенсон, Киплинг говорит о пиктах как о "маленьком, слабом народе", а великий Адрианов вал, по его мнению, был возведен не только и не столько от пиктской угрозы, а из-за набегов "Крылатых шлемов" – викингов, которые в реальности действительно опустошали Шотландию, но произошло это гораздо позже. Слова Киплинга о пиктах:
Шаг триумфа тяжек и жесток,
Упоен победами Рим,
На сердца наши ставит сапог
И не слышит, что мы кричим,
можно отнести скорее к покоренным бриттам.
Совсем другие пикты сходят со страниц Роберта Говарда. Создатель Конана был с детства очарован этим племенем, настолько, что когда он был подростком, то хотел быть длинноруким и низкорослым, со смуглой кожей и скошенным подбородком (и это при его-то нордической внешности!) – так он представлял себе типичного пикта. Этой нации посвящен его цикл рассказов "Пикты, народ тени". В фантазии Говарда это – древнейший народ, существовавший в гиборейскую эру, эру Конана-варвара. Там пикты предстают совершенными дикарями (даже по сравнению с Конаном), живущими за Черной рекой и поклоняющимися богу людей и зверей Иргалу Загу. А в рассказе "Долина червя" пикты показаны одним из племен каменного века! Но любимый герой Роберта Говарда из этого племени – их вождь Бран Мак Морн. И если пикты ко времени Римской империи изрядно выродились – так считал Говард – то их вождь сохранил чистоту крови. Бран Мак Морн, сознающий, что времена его народа прошли, но сражающийся за то, чтобы отдалить неизбежное – печальная фигура.
Но не все авторы столь серьезны. Ироничный Терри Пратчетт в романе «Carpe Jugulum. Хватай за горло!» позволил себе небольшой каламбур, и наделил пикси – Маленький Народец – некоторыми чертами пиктов, но доведенными до гротеска. Пикты наносили на себя узоры – пикси Пратчетта покрыты татуировкой настолько, что кажутся синими. Пикты пили вересковый мед – пикси неисправимые алкоголики. Пикты практиковали многомужество – у пикси вообще одна женщина, как матка у муравьев, на которых Пратчетт тоже намекает, описывая этот народец. К сожалению, не у всех хватает такта шутить так тонко. Полет мысли некоторых писателей заходит так далеко, что, по сравнению с их воззрениями, пикты Говарда – верх реализма. К примеру, в романе Андрея Льгова "Непобедимый Олаф" пикты – этакие зверьки-нелюди, а их боги тараканы-переростки.
Иногда к теме пиктов обращаются и кинорежиссеры. Например, в псевдоисторическом фильме "Король Артур" Мерлин и его дочь Гвиневера – явные пикты. По стихотворению Стивенсона в СССР был снят мультфильм. А в мультсериале "Конан-варвар" пикты и их шаман Зогар из врагов превратились в друзей Конана.
Пикты и темные эльфы.
Трау британских легенд вдохновили Гэри Гигакса создателя настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, на расу темных эльфов-дроу. Он же дал им паучью богиню Лолс и матриархат в качестве общественного порядка, намек на связь с пауками и наследование по материнской линии.
Оттуда и пошли все темнокожие злые эльфы массовой культуры.
Пикты и пиктограммы
Иногда считают, что пикты писали пиктограммами. В действительности имеет место каламбур, поскольку слово "пиктограмма", произошло не от названия племени пиктов, а от латинского pictus – "нарисованный" и означает рисунок-символ чего-либо (например, иконки на компьютере – классические пиктограммы), в одном из значений – рисуночное письмо. Безусловно, пикты, как и многие другие народы, пользовались различными символами, но кельтский огамический шрифт был буквенным.
Несмотря на то, что пикты оставили очень мало для истории и археологии, магия древнего племени, бросавшего вызов гордому Риму, очаровывает и в наши дни не одно сердце и не один ум. Загадочные татуированные воины вереска уже не раз появлялись на страницах книг, как исторических, так и в жанре фэнтези. Думаю, пикты еще не раз выйдут на бой на книжных страницах – как когда-то выходили на бой на просторах старой Шотландии.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев