Заимка Ф. Гека. Сидеми.
В 1979 (1980) году Фридольф Гек вместе с М.И.Янковским уехал на шхуне из своей заимки для перевозки с острова Аскольд на полуостров Сидеми семьи и имущества Янковского. Во время их отсутствия, на дом Гека напали хунхузы; они забрали с собой его сына, повесили жену и убили рабочих.
Ф. Гек вновь женился и продолжил на своей шхуне промысел китов. Газета «Владивосток» в 1888 г. писала: «Местный владелец господин Ф. Гек занимается на принадлежащей ему шхуне ловлей китов, обычно посещающих соседний водный район в весенний сезон. Неделю назад убито два кита. Один из них — очень хороший экземпляр, весом около 3000 пудов при длине в 48 футов».
От второго брака у Гека родилась дочь Елена, которая в последствии вышла замуж за сахалинского политкаторжанина Николая Васюкевича. Все три ее сына стали капитанами дальнего плавания.
В девятнадцатом веке существовал огромный спрос на ворвань (китовый жир). Он широко использовался в осветительных лампах, так как он сгорал медленно, не выделяя при этом дыма и неприятного запаха. Кроме того, китовый жир использовался для изготовления свечей, как смазка для механизмов, в качестве защитного покрытия на ранних фотографиях. В Японии ворвань также шла в качестве инсектицида против саранчи, опустошавшей рисовые поля.
До середины 19-го столетия китобои охотились только за гладкими китами и кашалотами, т.е. за китами, которые не тонут после убоя. В 1867 году норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку и применил компрессор для накачивания воздухом туш убитых китов.
В конце XIX века цена на жир резко упала в связи с появлением керосина, который вытеснил ворвань как осветительный материал. Но уже в начале XX века благодаря открытию нового способа выработки ворвани путем гидрогенизации она снова поднялась в цене. В ходе процесса гидрогенизации жидкая ворвань, получаемая из жира финвала, превращается в твердое лишенное запаха жировое вещество, которое можно с успехом применять для изготовления… мыла.
Увеличение спроса на маргарин еще более стимулировало производство жира финвалов: он стал использоваться при получении маргарина как добавка к растительному маслу. Глицерин, побочный продукт процесса удаления из ворвани жирной кислоты, необходим во многих отраслях промышленности, а также медицины и производства динамита
Жирная кислота в твердом виде составляет основу многих косметических средств и, кроме того, идет на изготовление цветных карандашей. Полимеризованная ворвань используется для изготовления лаков, а также линолеума и типографской краски.
Детергент, который получается посредством сульфуризации спиртов, выделяемых из ворвани путем омыления и дистилляции, имеет большое значение как очищающий агент при крашении шерсти, синтетических волокон и льняных тканей.
Мыльный ангидрид олеиновой кислоты, получаемый из ворвани кашалота омылением и дистилляцией, используется как средство для очистки и отбеливания тканей.
Мясо кита обладает запахом специфическим и более сильным, чем мясо других животных (при этом мясо зубатых китов пахнет сильнее, чем мясо усатых). Причина интенсивности этого запаха и особого вкуса китового мяса, не свойственного мясу каких-либо других животных, до сих пор не выяснена.
Мясо усатых китов употребляется в пищу. Для этого китовое мясо либо быстро замораживают сразу же после разделки, либо приготовляют из него мясной экстракт. Кроме того, мясом усатых китов кормят животных на зверофермах, собак и некоторых других домашних животных.
Мясо дельфинов, как и мясо других китообразных, как правило, идет на корм животным, и лишь кое-где его употребляют в пищу люди. Одна из особенностей мяса полосатиков — то, что в нем никогда не бывает паразитов, к которым восприимчив человек, так что в этом смысле оно безопаснее, чем любое другое мясо. В Японии китовое мясо популярно еще и потому, что оно дешевле, чем говяжье. Кроме того, оно содержит значительно больше белков, чем говядина и свинина.
У японцев существует чуть ли не десять различных способов приготовления китового мяса. В Токио и других городах Японии имеется множество ресторанов, где подаются блюда только из китового мяса. Цены в таких ресторанах обычно ниже, чем там, где подаются блюда из говядины.
Мука, сделанная из парного китового мяса может использоваться как корм для животных в чистом виде, но обычно для этой цели ее смешивают с костной мукой. На изготовление костной муки идут кости, из которых уже вытоплен жир. Предварительно кости высушиваются, а затем измельчаются в порошок. Костный порошок применяется в сельском хозяйстве как удобрение.
Кровяной порошок. Белок из крови кита выделяется в процессе обработки ее паром. Затем эта густая масса прессуется, высушивается и размельчается в порошок. Раньше кровяной порошок, поскольку в нем содержится много азота (11,58 процента), использовался как удобрение, а также, благодаря своим связывающим свойствам, как клей при изготовлении фанеры.
Кожа зубатых китов прочнее кожи усатых китов благодаря хорошо развитой соединительной ткани. В Японии во время второй мировой войны из китовой кожи делались подметки. Однако этот материал оказался гораздо менее прочным, чем обычная кожа.
Желатин, или очищенный клей, получается из коллагена, содержащегося в костях, коже, сухожилиях и других тканях тела кита. Желатин можно получить из хвостовых лопастей китов и из жирового слоя кашалотов. Необработанный желатин, концентрируемый из клейкой воды, остающейся после вытапливания ворвани из костей и другого материала, высушивается и просаливается или замораживается. Желатин широко употребляется при изготовлении пищевых продуктов. Кроме того, он идет на производство фотопленки.
Витамин А. Печень кита — самый тяжелый из его внутренних органов. Средний вес печени антарктического финвала — 350 килограммов. Из нее можно извлечь около 3 килограммов витамина А.
Инсулин. В Японии инсулин добывали из свежей поджелудочной железы китов, однако несколько лет назад нашли другие способы получения этого вещества.
Адренокортикотропный гормон. Это вещество применяется при лечении ревматических артритов. Оно добывается из гипофиза кита не менее успешно, чем из гипофиза сухопутных животных, например поросят.
Амбра. Амбра содержится в кишечнике кашалота. До сих пор не решено окончательно, является ли амбра продуктом нормальной жизнедеятельности, или это результат патологии. Большая часть амбры обычно находится в нижнем отделе толстых кишок кашалота. Только что извлеченная из кишечника кита, представляет собой ком мягкого, черного и дурно пахнущего вещества, по на воздухе амбра быстро затвердевает, теряет свой неприятный запах и приобретает специфический сильный и приятный аромат. Обычно в ней содержатся не поддающиеся перевариванию клювы кальмаров, которыми питаются кашалоты. Основным компонентом амбры является амберин, кристаллическое жировое вещество, похожее на холестерин.
Обычно амбру находят небольшими кусками, по изредка попадаются и целые глыбы весом в несколько килограммов. В прежние времена за унцию амбры платили около 5 фунтов стерлингов или 15 долларов.
3 декабря 1912 года промысловики одной небольшой норвежской китобойной компании, работавшие в австралийских водах, поймали кашалота; в кишках его был обнаружен ком, весивший 400 килограммов. Он был продан в Лондоне за 23 000 фунтов стерлингов. В тот год улов был очень скуден, и эта сумма спасла компанию от банкротства.
Когда-то на Востоке амбре приписывали особые возбуждающие свойства, за что она ценилась чрезвычайно высоко; ее применяли не только в медицине, но и в кулинарии. На Западе амбру поначалу употребляли в фармакологии, теперь же она используется только в парфюмерии. Амбра применяется как фиксатор летучих ароматических веществ в наиболее ценных парфюмерных изделиях. В последнее время в связи с появлением синтетических заменителей амбра несколько упала в цене.
Кости китов, в особенности челюстные кости усатых китов — гренландских и полосатиков,- в прежние времена использовались как строительный материал. Первые голландские китобои на Шпицбергене делали из них стропила и коньки крыш для своих хижин. Для той же цели использовался этот материал на безлесных побережьях Нидерландов и Германии. Там из него делали арочные ворота, надгробья и ограды для пастбищ.
Китовые кости меньшего размера шли на изготовление мебели, главным образом — стульев и столов; из лопаточной кости делались столешницы, а из позвонков — сиденья.
Китовый ус в наше время имеет весьма малое коммерческое применение; если ус и покупается, то только для изготовления кистей и щеток.
Совсем иначе обстояло дело в те времена, когда главным объектом промысла были настоящие киты; пластины их уса, особо длинные и прочные, ценились очень высоко — до 2500 фунтов стерлингов за тонну. Бывало, что выручка только за китовый ус с одного кита окупала все расходы на снаряжение китобойной экспедиции, так что все остальное давало чистую прибыль.
До середины XIX века китовый ус благодаря своей гибкости, упругости и прочности использовался для тех же целей, для которых ныне применяется сталь. Китовый ус, разрезанный на тонкие полоски, шел на дамские корсеты, кринолины, из него делались каркасы зонтиков, рукоятки хлыстов, чаши для пунша, концевые части удилищ. Из еще более тонких полосок уса плели сиденья стульев, подобные тем, какие сейчас плетутся из камыша, сетки для кроватей, изготовляли кузова экипажей, оконные решетки для лавок и складов. Из китового уса, разрезанного на тонкие волокна, делали сита и решета, особо прочные сети, а также всевозможные щетки и кисти, жесткие и мягкие. Волокна из китового уса шли также на изготовление париков — они прекрасно сохраняли локоны.
Среди разнообразных предметов, изготовлявшихся из этого материала, можно еще упомянуть батаны для ткачей — инструмент, с помощью которого направляется челнок, вводящий уток в ткань, а также плюмажи для солдатских шлемов. Отходы всех перечисленных выше процессов употреблялись для набивки мягких кресел и диванов, причем им отдавалось предпочтение перед конским волосом.
Жители Чукотского полуострова, чукчи, набивали пластины китового уса на полозья нарт — такие полозья хорошо скользили по снегу. На Востоке из китового уса изготовлялись мелкие поделки вроде рожков для обуви или чайных подносов (в наше время такие вещи делаются из металла или пластмасс).
Художественная резьба. Условия жизни моряков па китобойных судах были ужасны. Если не считать коротких периодов охоты и разделки туш, китобойный промысел был самым скучным и тягостным занятием из всех существующих на свете… Поэтому китобоям необходимо было какое-нибудь интересное занятие, которое помогло бы убить время.
Для резьбы моряки использовали складные ножи, напильники, песок и парусину. Зуб кашалота сначала обтачивали, а затем шлифовали и полировали, после чего на него наносился рисунок. Чаще всего он изображал китобойное судно или эпизоды китовой охоты, иногда же — хорошенькую девушку-танцовщицу.
Вырезался рисунок либо складным ножом, либо парусной иглой, или же заостренным гвоздем, насажанным на деревянную рукоятку. Процарапанные бороздки заполняли сажей от ламп, и в довершение полировали всю поверхность изделия, изо всех сил натирая ее древесной золой. Таким же образом обрабатывали и полоски из челюстной кости, из которых делали планки для корсетов.
Китобои изготовляли и более сложные вещи, требовавшие особенно тщательной отделки. Одним из излюбленных предметов подобного рода был «джеггер» — рифленое колесико, насаженное на рукоятку, с помощью которого гофрируют края пирожков перед тем, как поставить их печься. Рукоятке джеггера придавалась затейливая форма; на свободном конце ее вытачивались один или два зубца, так что ею можно было пользоваться как вилкой. Рукоятку обычно украшали гравировкой.
Из челюстной кости изготовляли также резные шпильки для волос, инструменты для парусных мастеров, вязальные спицы, пуговицы, наперстки, кольца для салфеток и многие другие поделки. Из длинных костей вырезывались тросточки, которые часто украшали выпуклым, витым или спиральным орнаментом и набалдашником в виде головы турка.
Еще большего искусства и труда требовали табакерки и дамские шкатулки для рукоделия. Нередко они украшались не только резьбой и гравировкой, но и инкрустациями из перламутра или металла.
Но наибольшей виртуозности от мастеров требовали мотовила для прядения ниток — складная решетка, вращающаяся вокруг центральной стойки. Чтобы сделать такое орудие, даже искусный мастер должен был затратить многие недели кропотливого труда.
Челюстные кости кашалота прежде широко использовались также для изготовления ручек зубных щеток.
На старых китобойных судах челюстные кости и зубы кашалота обычно хранились у второго помощника капитана. Он и выдавал их тем членам команды, которые занимались художественной резьбой. Однако китобои использовали этот материал не только для этих целей, но и для торговли с жителями островов Тихого океана: приставая к берегу, они выменивали его на свежие продукты — овощи, яйца, а также на домашнюю птицу и свиней. На некоторых островах зубы кашалота ценились чрезвычайно высоко и, как уже говорилось, служили валютой, а кое-где давались в качестве выкупа за невесту. В верхней части зуба просверливалось отверстие, сквозь которое продевалась бечевка из пальмового волокна. Отверстия сверлились с обоих концов, и на концах зуба диаметр отверстий был больше, чем в его середине.
Из зубов кашалота и в наше время еще делают кое-какие вещи — всяческие резные безделушки и фортепианные клавиши, хотя в последние годы кость как материал для изготовления подобных вещей вытесняется пластмассами. В Японии зубы кашалота идут на производство факсимиле (которые заменяют японцам подпись от руки), курительных трубок и статуэток. Зубы самки кашалота легче поддаются обработке, чем зубы самца, но обычно они меньше последних. Из зубов гринды и косатки также вырезаются разные изделия, по ценятся они несколько дешевле, так как со временем усыхают и дают трещины. Из зубов дельфина Stenella жители Полинезии делают ожерелья.
Жир кашалотов не замерзает даже при аномально низких, какие существуют в космическом пространстве, температурах. Благодаря этому уникальному свойству китовый жир – идеальный смазочный материал для использования в космических зондах.
В разное время Ф. Гек владел шхунами: «Аннушка» («Анна»), «Сибирь», «Капил», «Акула», «Тунгуз». В 1889 г. стал командиром шхуны «Надежда». С 1893 г. Ф. Гек, находясь на государственной службе, командовал шхуной «Сторож» Министерства государственных имуществ, которая охраняла котиковые лежбища от браконьеров и была наделена правом таможенного надзора.
За годы плавания в дальневосточных морях Гек провел большие гидрографические работы по описи побережья Камчатки (подробно описал обширный залив Корфа), Кореи (прошел вдоль юго-западного побережья и описал 5 ранее неисследованных бухт, в том числе бухту Улсаньмань, которую назвал Память Дадымова***, в честь трагически погибшего друга, командира китобойного судна «Геннадий Невельской») и Японского моря (исследовал устьевые части рек с материкового берега от мыса Олимпиада до бухты Киевка и произвел промер этого берега от мыса Лессепс до залива Владимира). Было время, когда моряки пользовались навигационными картами, на которых было написано: «По глазомерной съемке шкипера Гека». В 1901 году капитаном первого ранга А.А.Новаковским была, с разрешения автора, использованы его «Описания берегов» в «Лоции».
*** Дадымов, бывший лейтенант, променявший карьеру морского офицера на китобойный промысел. С капиталом в 130 тыс. рублей Дадымов начал промысел китов. Уже в первый промысловый 1889 год Дадымов на китобойном судна «Г.Невельской» добыл 23 кита, из которых получил 12 тыс. баррелей жира и 5 тонн китового уса, а прибыль составила свыше 20 тыс. рублей. В 1890 году Дадымов добыл уже 50 китов, но на пути в Японию он погиб вместе со своим судном при таинственных обстоятельствах. Попытки шкипера Гека отыскать следы гибели Дадымова оказались тщетными.
Фридольф Гек собрал богатую коллекцию предметов морского быта и передал ее в дар Владивостоку. Хабаровскому и владивостокскому музеям Гек подарил по скелету кита. Один из них долго лежал возле входа в здание музея им. Арсеньева на ул. Петра Великого. В 70-е годы ХХ века горожане понемногу растаскивали скелет, позвонки, например, использовались в качестве своеобразных стульев.
В последние годы сильно страдал болезнью печени (видимо, сказались «особенности питания»).
В 1904 г. у Гека начались сильные головные боли и бессонница, приведшие к психическому расстройству. 4 июля 1904 года шкипер Гек застрелился.
6 июля состоялся вынос тела покойного, из здания Восточного института. На проводы в последний путь собралось очень много людей: друзей, сослуживцев и его бывших подчиненных. Гроб был прикрыт флагом Русского коммерческого флота и множеством венков.
11 июля 1904 г. в газете «Владивосток» появились скорбные строки некролога: «4 июля окончил жизнь Фридольф Кириллович Гек, бывший командир паровой шхуны «Сторож», принадлежавшей Лесному ведомству.»
Был похоронен на Покровском кладбище Владивостока, в 1986 году перезахоронен на Морском кладбище.
В Обществе изучения Амурского края хранится потрепанный старинный блокнот в темно-зеленой обложке с хорошо сохранившейся витиеватой надписью золочеными буквами: «1884 год. Записная книжка». Это «торговый журнал» Фридольфа Кирилловича Гека. Семья Гека проживала в Сидеми до 1921 года.
В 1957 году на воду было спущено судно «Шкипер Гек», капитаном на нем стал внук Гека — Юлий Николаевич Васюкевич.
Силами жителей Владивостока: праправнука Гека — Алексеем Васюкевичем и его отца, в Безверхово построен музей, проводятся экскурсии.
Нет комментариев