Сегодня нам предстоит знакомство с образом «Спас Вседержитель» (кон. ХIХ в., г. Санкт-Петербург) (илл. 1). Икона достаточно большого размера (71x56,5x2,7 см), поэтому написана была, скорее всего, для иконостаса храма.
В иконах Спасителя людям открывается таинство Боговоплощения. Образ Спаса Вседержителя стал самым распространённым ещё в Византии, где назывался «Христос Пантократор» (с греческого, «всевластный», «всесильный»). Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иконография «Христа Вседержителя» сложилась в Византии в доиконоборческий период. Древнейшая икона такого типа датируется VI веком (илл. 2). Окончательно иконография Христа Пантократора и других образов святых сложилась в Византии к середине IX века, когда была одержана победа над иконоборчеством.
«Исторический тип» Спасителя, утвердившийся в византийском искусстве, был принят как образец и другими православными поместными церквями (в том числе и на Руси): это человек средних лет, с длинными до плеч тёмно-русыми волосами, с небольшой бородой, с правильными чертами лица греко-семитского типа, с крупными карими глазами. На иконе из музея-заповедника мы видим именно такое каноническое изображение Христа. Лик Спасителя лишён эмоций и чувств. Главным объектом всего изображения являются глаза с замершим пристальным взглядом (как на византийских иконах – илл. 3). Лик Христа ассиметричен, что тоже характерно для греческой иконописи.
Отличительная черта изображений Спасителя – крестчатый нимб, то есть нимб с вписанным в него крестом. Это знак крёстной жертвы Господа. Со временем внутри нимба появились буквы «O» «Ѡ» «H», что по-гречески значит «Сущий» (Бог открыл это имя Моисею).
До наших дней сохранилось достаточно много икон, похожих на «Спаса Вседержителя» из музея-заповедника «Старая Ладога». Приведём одну из них для сравнения. Глядя на старообрядческую икону XIX в. «Спас Вседержитель со святыми на полях» (илл. 4), мы можем заметить много общего:
1) древнерусский принцип изображения личного;
2) строгость и отчуждённость лика Спасителя;
3) двуперстное благословение (принятое в Русской Православной церкви до реформы патриарха Никона в XVII веке);
4) открытое Евангелие с одинаковым текстом из Евангелия от Матфея (глава 11, стих 28-29): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»;
5) контрактура «IC҃ / XC҃» – по сторонам от нимба (после реформы патриарха Никона было положено писать IИС. ХРС.).
Всё это свидетельствует в пользу того, что икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника «Старая Ладога» относится к старообрядческим иконам. Её отличием от иконы из Зарайского Кремля является наличие растительного орнамента на одеждах Христа и позолоченном фоне. Такой орнаментированный фон был достаточно распространён в XIX в.
Сравните с тремя иконами того же периода и такого же иконографического типа (илл. 5, 6, 7). На них всех мы видим Спасителя в образе Пантократора с древнерусским ликом, восходящим к византийскому прототипу, и с обилием орнамента на одеждах Христа и фоне в народном стиле. Таким образом, икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника содержит черты старообрядческой иконописи.
Дарья Исакова,
хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев